Арбитражная практика

Решение от 17 января 2012 года № А69-2717/2011. По делу А69-2717/2011. Республика Тыва.

Именем Российской Федерации

Арбитражный суд Республики Тыва

Решение

г. Кызыл

Дело №А69-2717/2011-6

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 17 января 2012 года.

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Павлов *.*., рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва об оспаривании постановления от 25.11.2011 г. № 12-02/1-3/2011-77/ЮЛ,

при участии представителей:

от заявителя: Топуран *.*. – представитель по доверенности от 01.11.2011 г., Дадар-оол *.*. – представитель по доверенности от 01.11.2011 г.,

от заинтересованного лица: Доржукай *.*. – представитель по доверенности от 21.12.2011 г., Данзынай *.*. - представитель по доверенности от 27.12.2010
г.,

Установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – заявитель, Тывастат) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее - Управление) от 25.11.2011 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении № 12-02/1-3/2011-77/ЮЛ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и просит суд признать незаконным и отменить Постановление.

Представитель Управления представил отзыв на заявление и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Управлением финансово-хозяйственной деятельности Тывастата выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

Усмотрев в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.14 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 11.11.2011 и вынес Постановление от 25.11.2011 № 12-02/1-3/2011-77/ЮЛ о привлечении нарушителя к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Тывастат, считая, что обжалуемое Постановление нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении. При его составлении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в
отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Перечисленные выше нормы права призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, так как без их предоставления дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Следовательно, протокол об административном правонарушении составляется, а дело об административном правонарушении рассматривается при непосредственном участии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (законного представителя юридического лица). В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица (законного представителя юридического лица) о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ указано, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных
на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.

В силу части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя Тывастата, который не был допущен административным органом к участию в производстве по делу об административном правонарушении.

Уведомление о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении от 09.11.2011 года исх. № 12-02/1-26/3704 не может служить надлежащим доказательством извещения о составлении протокола об административном правонарушении от 11.11.2011 № 12-02/1-3/2011-77/ЮЛ, поскольку не содержит конкретных сведений о нецелевом использовании денежных средств, полученных на организацию и проведение Всероссийской переписи населения за 2010 год, отраженных в акте проверки от 16.11.2011 № 295, тем самым, заявитель был лишен возможности воспользоваться процессуальными правами, предусмотренными Кодексом.

На основании части 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного
правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частями 1 и 2 статьи 28.2 КоАП определено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

По смыслу статей 1.5, 2.1, 26.2 и 28.2 КоАП указание в протоколе об административном правонарушении на событие правонарушения предполагает описание фактических обстоятельств совершенных противоправных действий (бездействия), обеспечивающее возможность установления признаков состава административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 29.1 КоАП судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно
ли оформлены иные материалы дела.

Из положения пунктов 4 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное Решение по делу.

Ссылка в протоколе на Указание о порядке применения бюджетной квалификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н и исправление опечатки в постановлении на Указание о порядке применения бюджетной квалификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2009 № 150н не может расцениваться как техническая ошибка, поскольку касается фиксации события вменяемого административного правонарушения, его объективной стороны.

Кроме того, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.14 Кодекса в силу следующего.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Данный принцип позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были признаны общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов. Действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении
конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бюджетного кодекса для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации.

Состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.14 Кодекса, образует деяние, выражающееся в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 № 1074 и «Основные методологические и организационные положения Всероссийской переписи
населения 2010 года», утвержденные приказом Росстата от 04.02.2010 № 81, нарушение которых вменяется заявителю, не содержат конкретные статьи расходов (КБК, КОСГУ), в соответствии с которыми следует производить расходование средств.

Таким образом, суд считает, что спорные бюджетные средства использованы Тывастатом в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов и доходов.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва от 25.11.2011 года № 12-02/1-3/2011-77/ЮЛ.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Павлов *.*.