Арбитражная практика

О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления незаконным. Решение от 30 января 2012 года №. Саратовская область.

Базарно-Карабулакский районный суд (2) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Яворека *.*.,

при секретаре Кузьминой *.*.,

с участием помощника прокурора Балтайского района Желновой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрациям <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия администраций и понуждении их зарегистрировать право муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры,

Установил:

прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанными исками к администрациям <данные изъяты>, <данные изъяты> муниципальных образований <данные изъяты> муниципального района <адрес>
(далее по тексту - Администрации). В обоснование исков указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что Администрации, проведя инвентаризацию коммунальной инфраструктуры на своих территориях, выявили бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры - линии электропередач, электроподстанции, артезианские скважины питьевой воды, водопроводы, которые, в нарушение п.6 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «Об областных целевых программах» (подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»), не поставили на регистрационный учет бесхозяйного имущества. Указанное бездействие Администраций влечет нарушение прав граждан на бесперебойное обеспечение коммунальными ресурсами жилых помещений и может повлечь негативные последствия, отражающиеся на сохранности и долговечности инженерных коммуникаций жилых домов.

Поэтому просит: - признать незаконным бездействие Администраций, выразившееся в непостановке на баланс Администраций бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры,

обязать Администрации обратиться в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии (далее по тексту - Росреестр) для постановки бесхозяйных водопроводных сетей, водяных скважин, линий электропередач, электроподстанций, расположенных на территории муниципальных образований:

<данные изъяты> муниципального образования: три артезианских водяных скважины, расположенных в <адрес>; линию электропередач с электроподстанцией КПТ № 31А/100кВА ВЛ -0,4 кВ 1,2 км (<адрес>А); электроподстанций КТП №А/160 кВА (<адрес>А); КПТ №А/250 кВА ВЛ-0,4 кВ (<адрес>, Навашина <адрес>В),

<данные изъяты> муниципального образования: водопроводные сети в <адрес> <адрес> протяженностью <адрес> <адрес> две артезианские скважины, расположенные в <адрес> и <адрес>; одной артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>,

Балтайского муниципального образования: водопроводная сеть в <адрес> протяженностью 24,9 км; 8 артезианских скважин, расположенных в <адрес> из
которых: 1 - <адрес>, 6 - <адрес>Д, 1 скважины, расположенной в <адрес> Б; линий электропередач с электроподстанциями: МТП №А/400кВА ВЛ - 0,4 кВ 2,3 км (<адрес> 23А); КТП №А/250кВА (<адрес>А); КПТ №А/100 кВА ВЛ - 0,4 кВ 0,1 км (<адрес>А); КПТ №А/63кВА ВЛ - 0,4 кВ 0,35 км (<адрес>, Промзона, строение 5А); КПТ № А/250 уВА КЛ - 0,4 кВ 0,2 км (<адрес> Б); КПТ № А/160 кВА ВЛ - 0,4 кВ 0,5 км (<адрес>А); КПТ №А/63 кВА КЛ - 0,4 кВ 0,05 км (<адрес>Б); КПТ № А/100 кВа ВЛ 0,5 км (<адрес>А),

<данные изъяты> муниципального образования: водопроводные сети в <адрес> протяженностью <адрес> <адрес> две артезианские скважины в <адрес> <адрес> <адрес> три артезианские скважины в <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Желнова *.*. заявленные требования поддержала, указав, что в нарушение норм действующего законодательства Администрации не предпринимают мер для постановки на учет бесхозяйного имущества - указанного в исках, находящегося их территориях. Данные бездействия администрации нарушают права и законные интересы жителей поселений, так как бесхозяйное содержание водопроводных и электрических сетей приведет к их быстрому износу и разрушению, что повлечет нарушение либо полное прекращение поставки света и воды потребителям, создаст угрозу жизни и здоровью людей.

Главы администраций <данные изъяты> муниципального образования - ФИО3, <данные изъяты> муниципального образования - ФИО4, <данные изъяты> муниципального образования - ФИО5, <данные изъяты> муниципального образования - ФИО6 иски признали и показали, что в настоящее время проводятся мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества и постановки его на учет, однако, из-за отсутствия финансирования оформить документацию на указанную в исках недвижимость будет невозможно.

Глава <данные изъяты>
муниципального образования - ФИО3 просит включить в список два каптажа имеющихся на территории <адрес>.

Глава <данные изъяты> муниципального образования - ФИО4 просит включить в список имущества, не имеющего собственника на территории образования, четыре каптажа из которых по одному в населенных пунктах: <адрес>, а также 1 км. водопровода в <адрес>.

Представитель третьего лица - администрации <данные изъяты> муниципального района - ФИО7 (по доверенности - в деле) считает иски обоснованными, так как водо- и электроснабжение населения района относится к вопросам местного значения поселений. При этом в целях ускорения решения вопроса о признании права муниципальной собственности на указанные в исках объекты социальной инфраструктуры, просит непосредственно обязать глав Администраций зарегистрировать в Росреестре право муниципальной собственности на указанные объекты, т.е. минуя стадию постановки их на регистрационный учет как бесхозяйных вещей, поскольку такое право предоставлено местным органам самоуправления на основании Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Прокурор Желнова *.*. изменила требование о понуждении Администраций обратиться в Росреестр для постановки бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципальных образований, на требование об обязании Администраций зарегистрировать в Росреестре право муниципальной собственности на указанные объекты, так как таким образом имущество коммунальной инфраструктуры, не имеющее собственника, в наиболее короткий срок приобретет собственника в лице местного органа самоуправления, который обеспечит надлежащее ее использование и сохранность, и создаст бесперебойное получение коммунальных услуг (электро- и водоснабжение) населением района.

Представитель третьего лица - ООО «<данные изъяты>» - ФИО8
(по доверенности - в деле) пояснил, что указанные в заявлениях объекты водоснабжения населения не стоят на балансе ООО «Спектр» и не являются его собственностью, а поэтому считает требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица - ОАО «<данные изъяты>» - ФИО9 (по доверенности - в деле) пояснила, что указанные в заявлениях объекты электроснабжения не стоят на балансе ОАО, а поэтому полагает, что требования прокурора необходимо удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

При этом в силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-,
газо-, водоснабжения населения.

В соответствии с ч.2 ст. 50 вышеназванного Закона в собственности поселений может находитсяимущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

Электро- и водоснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, к организации электро- и водоснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному.

Согласно п.1 ст.3 Уставов вышеуказанных муниципальных образований <адрес> муниципального района <адрес>.24-28) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро- и водоснабжения поселений, и указанное имущество может находиться в собственности поселений (ст.48 Устава).

Согласно сведениям из Администраций и Росреестра на территории поселений <адрес> в статусе бесхозяйных находятся вышеуказанные линии электропередач и электроподстанции, водопроводные сети и артезианские водяные скважины.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении № к настоящему Постановлению (объекты инженерной инфраструктуры городов), независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. Органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 настоящего постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Решения органов местного самоуправления о включении объектов в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

Следовательно, орган местного самоуправления является
единственным органом, обладающим правом регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрацийвыразившееся в непостановке на баланс Администраций бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и обязании их обратиться в <адрес> отдел Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности указанных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории поселений <адрес>, так как организация в границах поселений электро- и водоснабжения поселений отнесена к вопросам местного значения муниципальных образований, как Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» так и Уставами муниципальных образований. На территории поселений выявлено бесхозяйное имущество - электро- водопроводы, которые должны содержаться в надлежащем состоянии органом местного самоуправления. В данный момент отсутствие собственника имущества указанной коммунальной инфраструктуры в поселениях не обеспечивает безопасность этого имущества, что создает угрозу жизнеобеспечению населения, а также влечет нарушение прав жителей <адрес> на бесперебойное получение коммунальных услуг по электро- и водоснабжению.

Суд, не может согласиться с доводами глав Администраций о том, что в связи с отсутствием денежных средств в бюджетах образований необходимых для изготовления технической документации для постановки на баланс указанных объектов коммунальной инфраструктуры, в связи с чем отсутствует реальная возможность исполнить предусмотренные законом требования, так как в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, суд проходит к выводу, что иск прокурора законный и обоснованный, его доводы
подтверждены в судебном заседании, а поэтому требование подлежит удовлетворению.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ и на основании п.3 ч.1 ст.333-19 НК РФ с каждого из ответчиков необходимо взыскать государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

заявленные требования прокурора <адрес> удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администраций <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования, <данные изъяты> муниципального образования <данные изъяты> муниципального района <адрес> выразившееся в непостановке на баланс Администраций бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и обязать их обратиться в <данные изъяты> отдел Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии с заявлением о регистрации права муниципальной собственности нижеуказанных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории:

<адрес> муниципального образования: три артезианских водяных скважины, расположенных в <адрес>; линию электропередач с электроподстанцией КПТ №А/100кВА ВЛ -0,4 кВ <адрес>А); два каптажа в <адрес>; электроподстанций КТП №А/160 кВА (<адрес>А); КПТ №А/250 кВА ВЛ-0,4 кВ (<адрес>

<адрес> муниципального образования: водопроводные сети в <адрес> <адрес> протяженностью 16 км; в <адрес> - 15 км; в <адрес> - 9,6 км; <адрес> две артезианские скважины, расположенные в <адрес> и <адрес>; одной артезианской скважины, расположенной по адресу: <адрес>; коптажи: в <адрес> - 1 шт., в <адрес> - 1 шт., в д. <адрес>

<адрес> муниципального образования: водопроводная сеть в <адрес> протяженностью 24,9 км; 8 артезианских скважин, расположенных в <адрес> из которых: 1 - <адрес>, 6 - <адрес>Д, 1 скважины, расположенной в <адрес> Б; линий электропередач с электроподстанциями: МТП №А/400кВА ВЛ - 0,4 кВ 2,3 км (<адрес> 23А); КТП №А/250кВА (<адрес>А); КПТ №А/100 кВА ВЛ - 0,4 кВ 0,1 км (<адрес>А); КПТ №А/63кВА ВЛ -
0,4 кВ 0,35 км (<адрес>, Промзона, строение 5А); КПТ № А/250 кВА КЛ - 0,4 кВ 0,2 км (<адрес> Б); КПТ № А/160 кВА ВЛ - 0,4 кВ 0,5 км (<адрес>А); КПТ №А/63 кВА КЛ - 0,4 кВ 0,05 км (<адрес>Б); КПТ № А/100 кВа ВЛ 0,5 км (<адрес>А),

<адрес> муниципального образования: водопроводные сети в <адрес> протяженностью <адрес> три артезианские скважины в <адрес> А; одна артезианская скважина в <адрес>

Взыскать с администраций <данные изъяты> муниципальных образований <данные изъяты> муниципального района государственную пошлину в доход государства в сумме по 200 (двести) рублей с каждой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня провозглашения через Базарно-Карабулакский районный суд (2) (412630, с. Балтай, ул. Ленина д.86).

Председательствующий *.*. Яворек