Арбитражная практика

О ликвидации несанкционированной свалки.. Решение от 16 января 2012 года №. Пермский край.

Ординский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Трясциной *.*.

с участием и.о. заместителя прокурора Ординского района Новокрещенных *.*.

представителя ответчика Пироговой *.*.

при секретаре Мосеевой *.*.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Орда гражданское дело

по заявлению прокурора Ординского района к администрации Ординского сельского поселения Ординского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 м от <адрес>,

Установил:

Прокуратурой Ординского района проведена проверка исполнения законодательства об организации хранения твердых бытовых отходов, а также законодательства о благоустройстве населенных пунктов сельского поселения. Свои требования мотивирует тем, что проверкой было установлено, что на территории с.
Орда Ординского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края, вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 метрах от <адрес>, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Свалка находится вокруг карстовой воронки на площади 1 кв.км., шириной вдоль воронки 25-35 метров. Свалка имеет круглую форму, высоту около 50-70 см по среднему уровню, что подтверждается справкой от 07 октября 2011 года, с прилагаемой фототаблицей и выкопировкой.

Состав свалки - бытовой мусор (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, консервные банки, стеклянные бутылки, мебель, одежда, ветки от деревьев, пищевые отходы, резиновые покрышки от автотехники, шифер, доски).

Из письма начальника отделения ГПН в с. Орда от 31.10.2011 № 165-2-22-7 следует, что согласно п. 32 Правил пожарной безопасности «ППБ 01-03 в РФ», утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003г., на территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов. Исходя из приложенных материалов установлено, что твердые бытовые отходы свалки в южной части с. Орда в 260 метрах от <адрес>, преимущественно составляют: стеклянные и пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажные, тканевые, деревянные и резиновые изделия. Все указанные материалы являются горючими. Прилегающая к свалке территория имеет сухую траву. Захоронение отходов не предусмотрено. В условиях жаркой солнечной погоды, через стеклянные бутылки преломляются солнечные лучи и возникает опасность самовозгорания свалки. В случае горения свалки, возникнет непосредственная угроза пожара для находящихся вблизи, жилых домов. Антисанитарное состояние и ненадлежащая эксплуатация несанкционированной свалки ТБО вызывает крайне отрицательную реакцию жителей с. Орда.

Вблизи свалки расположен жилой сектор, и если подсохшая трава загорится, то огонь по ней дойдет и до жилых домов, минерализованной полосы, отделяющей свалку от
жилого сектора и сельскохозяйственных полей, нет. Территория свалки ничем не огорожена, поэтому при малейшем ветре кучи пакетов, бумаги поднимаются вверх и летят в сторону села, загрязняя улицы, поляны и дворы.

В нарушение конституционных прав граждан и ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» деятельность администрации Ординского сельского поселения при эксплуатации свалки ТБО наносит существенный вред природной среде, лишает жителей с. Орда права на благоприятную окружающую среду, на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Решение суда необходимо для увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих расходных обязательств в бюджете поселения на 2010-2012 годы, в соответствии со ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации - на прочие мероприятия по благоустройству поселения, либо утилизацию твердых бытовых отходов. Кроме того, с учетом климатических и сезонных особенностей местности, ликвидация свалки целесообразна в период весна-начало лета 2012 года. Таким образом, установление 8-ми месячного срока является разумным сроком исполнения обязательства по ликвидации несанкционированной свалки.

В судебном заседании прокурор на иске настоял.

Представитель ответчика Пирогова *.*. с иском не согласилась, пояснив, что несанкционированная свалка вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 м от <адрес> находится на землях сельскохозяйственного назначении за чертой населенного пункта и в соответствии со ст. 4 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» эти земли являются объектом охраны окружающей среды, т.е. экологическая охрана данных земель должна осуществляться в соответствии с данным законом. В ст. 7 п.1 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значении городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с этими законами в поселении принято Решение
совета депутатов от 07.12.2011 года № 07-17 «Об утверждении Положения об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Ординского поселения». Сбор твердых бытовых отходов осуществляется МП « Теплоплюс» и вывозится на свалку, расположенную в с. Орда в 630 м от перекрестка автодороги Голдыри-Октябрьский и автодороги на АБЗ в направлении на ЮВ. На данную свалку обязаны свозить отходы и граждане, вывозящие отходы на личном транспорте. Администрация поселения разрешения на складирование мусора в других метах ни юридическим лицам, ни ИП, ни физическим лицам ни давала. Все граждане владеют информацией куда можно отвозить отходы, но нарушают законодательство об охране окружающей среды, отвозя часть мусора на земли сельскохозяйственного назначения за ул. Арсеновской. У поселения нет полномочий проводит исследования, расследования выдавать предписания юридическим лицам, ИП, гражданам, составлять протоколы об административных правонарушениях, предъявлять иски о возмещении вреда причиненного окружающей среде. Возложение на органы местного самоуправления без предоставления соответствующей компенсации бремени по обязательствам, не относящимся к вопросам местного значения поселения, возникающим по решениям суда ограничивают самостоятельность местного самоуправления в вопросах местного значения, нарушают имущественные права муниципальных образований, противоречат Конституции РФ. Согласно бюджетного кодекса бюджеты публично- правовых образований предназначены для исполнения расходных обязательств соответствующего публично-территориального образования. Расходование средств бюджета поселения на ликвидацию свалки будет нецелевым. Требования прокуратуры о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов противоречит действующему законодательству.

Выслушав стороны, исследовав документы в деле, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации - земли сельскохозяйственного назначения,
используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации -земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

На основании п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрации сельских поселений возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Также согласно п. п. 23, 24 ч. 2.1 раздела 2 «Положения об администрации Ординского сельского поселения Ординского поселения Ординского муниципального района Пермского края», утвержденного Решением Совета депутатов от 26.12.2005 № 07-06 следует, что администрация поселения организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора и организует благоустройство и озеленение территории поселения, использование и охрану лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. ( л.д.22-27).

Администрация Ординского сельского поселения не отрицает факт, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов расположена на территории Ординского сельского поселения. Администрацией
Ординского сельского поселения не оспаривается также что организацию несанкционированной свалки осуществляют жители с. Орда, которые не довозят твердые бытовые отходы до места, где организована санкционированная свалка твердых бытовых отходов.

Согласно письма главы Ординского сельского поселения от 25.10.2011 № 567 факт наличия несанкционированной свалки, расположенной вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 метрах от <адрес>, подтверждается, указанная свалка является несанкционированной.( л.д.20).

Согласно выкопировке от 24.10.2011 № 1668-09 из планово-картографического материала Ординского муниципального района, следует, что земельный участок, расположенный вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 метрах от <адрес>, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. ( л.д.19, 32).

Несанкционированная свалка, расположенная в с. Орда в 260 метрах от <адрес> находится на территории Ординского сельского поселения, и тем самым нарушает законодательство об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. ( л.д. 19.32, 39).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Следовательно, администрация Ординского сельского поселения на своей территории отвечает за организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территория вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда в 260 м от <адрес> является территорией Ординского сельского поселения, в данном месте находится несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, что ответчиком не оспаривается, подтверждается актом осмотра местности и фототаблицами ( л.д. 9-17).

Доводы представителя ответчика о том, что ликвидация свалок не профинансирована и в связи с
этим невозможна, что ими заключены договора, приняты меры к сбору и вывозу мусора не могут быть приняты во внимание, поскольку организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов является полномочиями и обязанностью ответчика.

Доводы представителя ответчика, что вмешательство в деятельность органов местного самоуправления недопустимо также не состоятельны, поскольку предъявление прокурором обоснованных исковых требований не может рассматриваться как вмешательство в деятельность органов местного самоуправления.

Требования об установлении 8 месячного срока исполнения обязательства также подлежат удовлетворению с учетом климатически и сезонных особенностей местности.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать администрацию Ординского сельского поселения Ординского муниципального района Пермского края ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную вокруг карстовой воронки в южной части с. Орда Ординского муниципального района Пермского края в 260 метрах от <адрес>.

Установить администрации Ординского сельского поселения срок исполнения обязательства 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На Решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края в течение 30 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

.

.

Судья: *.*. Трясцина.