Арбитражная практика

О признании незаконным бездействия Администрации города Смоленска и возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении. Решение от 20 февраля 2012 года №. Смоленская область.

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова *.*.

При секретаре: Барашковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетней ФИО8 к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке об оспаривании бездействия и возложении обязанности по предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

Установил:

Прокурор Ленинского района г.Смоленска в интересах несовершеннолетней ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным бездействия Администрации г.Смоленска по обеспечению истице возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и возложении на ответчиков обязанности по предоставлению Шаруниной места в детском саду, расположенном на разумном
географическом удалении от места проживания (<адрес>) в группе полного дня, сославшись на неправомерное неисполнение ответчиками возложенной на них обязанности по обеспечению права истицы на получение дошкольного образования.

Представитель прокуратуры Ленинского района г.Смоленска Сплошная *.*. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, отметив, что истица, как ребенок многодетной одинокой матери имеет преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение.

Представитель Администрации г.Смоленска Жолобова *.*., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что преимущественное право на зачисление в дошкольное образовательное учреждение имеют 50% детей от общего числа, состоящих на очереди в соответствующей возрастной категории; Шарунина состоит в соответствующей льготной очереди под №<данные изъяты> и её зачисление в упомянутое учреждение во внеочередном порядке нарушит права других детей, ранее принятых на учет.

Департамент Смоленской области по образованию и науке, а также третье лицо - Шарунина *.*., извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Заслушав объяснения участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст.43 Конституции РФ, п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»).

Согласно п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», п.13 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных
семей» в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей таким семьям предоставлено право первоочередного приема детей в дошкольные учреждения.

На основании п.27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. №666 порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Комплектование муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска осуществляется в соответствии с Административным регламентом Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)», утв. Постановлением Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм, пункты 1.1.2.3, 1.1.2.4, 4.1-4.2, 6.1, 7.1, 7.3 которого устанавливают, что получателями муниципальной услуги являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно). Прием заявлений о постановке на учет и зачислении детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), осуществляется круглогодично. Комплектование осуществляется в сроки с 1 мая по 10 июня текущего года. Постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей. Заявления о постановке на учет и зачислении ребенка в ДОУ рассматриваются в порядке очередности в соответствии со временем и датой регистрации заявлений. При наличии всех необходимых документов осуществляется постановка ребенка на учет для зачисления в ДОУ согласно очередности по возрастной категории ребенка.

Исходя из приложения №2 к названному Административному регламенту преимущественное правом на зачисление в ДОУ предоставлено, в частности, детям из многодетных семей и детям одиноких родителей.

По делу установлено, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. является дочерью многодетной одинокой матери
Шаруниной *.*., которая воспитывает четверых детей, в связи с чем, истица относится к категории детей, имеющих преимущественное право на предоставление места в детском саду. Данные обстоятельства никем из участников процесса не оспаривалось.

Семья Шаруниных проживает в квартире №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> пос.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (л.д.9).

На основании заявления Шаруниной *.*. ее дочь ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в списке детей, состоящих на очереди на получение места в детском саду (номер льготной очереди - <данные изъяты>, общей очереди - <данные изъяты>).

До настоящего времени место в ДОУ ребенку не предоставлено в связи с отсутствием по результатам комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Смоленска на 2011-2012 учебный год свободных мест в группах необходимой возрастной категории (л.д.8).

Как следует из объяснений представителя Администрации г.Смоленска муниципальные дошкольные образовательные учреждения г.Смоленска комплектуются детьми, половина из которых имеют льготное право на предоставление места в детском саду, а другая половина состоит из детей, включенных в общую очередь.

Согласно пунктам 1.3.2.3 упомянутого Административного регламента преимущественное право на зачисление имеют 50% от общего числа мест в соответствующей возрастной категории. Остальные дети могут быть зачислены на общих основаниях, в соответствии с очередью.

Исходя из положений п.2 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», п.13 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления - Администрация г.Смоленска обязана обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана матерью ФИО8, имеющей преимущественное право на предоставление места в ДОУ. Данная обязанность названым ответчиком не исполнена, что указывает на неправомерное бездействие органа
местного самоуправления и дает суду основания для удовлетворения иска.

Ссылка ответчика на отсутствие мест в дошкольных образовательных учреждениях г.Смоленска во внимание судом не принимается, поскольку при наличии у Шаруниной первоочередного права на предоставление места в детском саду и установленном судом факте паритетной комплектации данных образовательных учреждений г.Смоленска (по 50% детей из льготной и общей очереди), само по себе, данное обстоятельство не может ограничивать права ФИО8, гарантированные ей актом большей по отношению к постановлению Администрации г.Смоленска от 14.12.2010г. №796-адм юридической силы - Указом Президента РФ от 05.05.1992 №431.

При таких обстоятельствах, суд признает незаконным оспариваемое прокурором бездействие органа местного самоуправления и с учетом конкретных обстоятельств дела возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по предоставлению ФИО8 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места ее проживания, в группе полного дня.

Оснований для удовлетворения иска в части требований, заявленных к Департаменту Смоленской области по образованию и науке не имеется, поскольку названный уполномоченный орган является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Смоленска, предъявленные в интересах несовершеннолетней ФИО8 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Смоленска по обеспечению ФИО8 возможности получить дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г.Смоленска.

Обязать Администрацию г.Смоленска в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО8 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания (<адрес>), в группе полного дня.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

Председательствующий *.*. Кудряшов