Арбитражная практика

О предоставлении жилого помещения вне очереди. Решение от 27 февраля 2012 года №. Томская область.

27 февраля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Николаенко *.*.,

при секретаре Меркульевой *.*.

с участием

процессуального истца помощника прокурора... района г. Томска Романова *.*.,

материального истца Гляковой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора... района г. Томска в интересах Гляковой *.*. к Администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения вне очереди,

Установил:

Прокурор... района г. Томска обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах Гляковой *.*. с иском к Администрации г. Томска о предоставлении жилого благоустроенного помещения вне очереди.

В обоснование заявленных требований указано, что Глякова *.*. является сиротой, так как ее мать Г. скончалась
ДД.ММ.ГГГГ, сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка, опекун ей не назначался. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в школе-интернате №..., при этом находилась на государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ОГОУ.... Согласно распоряжению главы Администрации... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Глякова *.*. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. По сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по Томской области сведения о зарегистрированных правах Гляковой *.*. на недвижимое имущество отсутствуют.

На основании на ст.57 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд обязать Администрацию г. Томска предоставить Гляковой *.*. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления не менее... кв.м общей площади.

В судебном заседании представитель процессуального истца на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что материалами дела подтвержден факт того, что Глякова *.*. является ребенком, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время Глякова *.*. ни в каком образовательном учреждении не пребывает, не учится, что было установлено в ходе прокурорской проверки. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» от 21.12.1996г. № 159-ФЗ обязанность по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями возложена на органы исполнительный власти. В соответствии с Законом Томской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» от 18.08.1999г. № 28-ОЗ государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления, но финансирование происходит за счет областного бюджета. Согласно ч.7 ст.60 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Закону Томской области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 28.12.2010г. № 327-ОЗ обеспечение жилыми помещениями являются полномочиями муниципального образования, им специально выделены деньги из бюджета на эти цели.

Материальный истец Глякова *.*. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящее время она окончила образовательное учреждение, работает неофициально, по месту пребывания зарегистрирована временно у знакомых, по месту регистрации не проживает.

Представитель ответчика - Администрации г. Томска, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому исковые требования не признала, полагая Администрацию г. Томска ненадлежащем ответчиком. Полагала, что осуществление государственных полномочий в данной сфере в соответствии с федеральным законодательством невозможна без финансовых субвенций субъекта РФ, а финансовые ресурсы, направляемые на приобретение жилых помещений данной категории граждан, являются в силу закона расходными обязательствами Администрации Томской области. Таким образом, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Кроме того, полагает необходимым представление истцом доказательств
того, что истец состоит на учете в местной администрации в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Томска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным Законом от 17.12.2009г. № 315-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных
учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или

обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно дубликату справки о рождении №, выданному отделом ЗАГС... ДД.ММ.ГГГГ, Глякова *.*. родилась ДД.ММ.ГГГГ в..., ее родителями являлись мать Г., отец – Г., указано, что сведения об отце внесены в запись актов гражданского состояния со слов матери ребенка.

Согласно свидетельству о смерти №, выданному повторно... ДД.ММ.ГГГГ., Г.. умерла ДД.ММ.ГГГГ

Из служебного сообщения МБОУ... от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Глякова *.*. обучалась в школе-интернате № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В школе-интернате Глякова *.*. находилась на неполном государственном обеспечении. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Глякова *.*. находилась в ОГБУ....

Сообщением Администрации... района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Глякова *.*. поставлена на учет в отделе опеки и попечительства администрации... района г. Томска как ребенок-сирота и была помещена в ОГУ....

Согласно справке ОГУ... № от ДД.ММ.ГГГГ Глякова *.*., ДД.ММ.ГГГГр., действительно являлась воспитанницей... ОГУ... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из информационного письма ОГОУ... от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Глякова *.*. действительно обучалась в указанном учебном заведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии..., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии..., в период обучения находилась на полном государственном обеспечении, в
общежитии не проживала в связи с отсутствием общежития у образовательного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ отделом опеки и попечительства Администрации... района г. Томска Гляковой *.*. выдана справка за № для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно которой Глякова *.*. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, определялась в детское государственной учреждение, жилая площадь за ней не закреплялась.

Согласно свидетельству № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания Глякова *.*. имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пояснениям истца по адресу: <адрес> она зарегистрирована временно у знакомых, однако по месту регистрации не проживает, в настоящее время живет по адресу: <адрес>.

Страховой медицинский полис обязательного страхования граждан серии № выдан Гляковой *.*. на получение медицинской помощи по договору обязательного медицинского страхования граждан как неработающему лицу, без определенного места жительства.

Сообщением Администрации... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Глякова *.*. включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. На момент выдачи справки учетный номер в общем списке учета - №, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - №.

Таким образом, Глякова *.*. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Представленные доказательства в своей совокупности свидетельствуют
о том, что Глякова *.*. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Томский филиал, изложенным в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, и уведомлению об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о наличии прав на недвижимое имущество Гляковой *.*., ДД.ММ.ГГГГр., отсутствуют.

Таким образом, Глякова *.*. является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ней жилого помещения, и поставлена на очередь на получение жилого помещения как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для получения жилого помещения по договору социального найма.

Оснований полагать, что распоряжением главы Администрации... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Глякова *.*. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, без проверки условий и требований, предъявляемых законодательством, у суда не имеется.

Доказательств приобретения в собственность или на ином праве жилых помещений у Гляковой *.*. ответчиком не представлено.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в
рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное положение содержится в ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев. В частности, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

РазРешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых средств.

Законом Томской области № 188-ОЗ администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на:

финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона;

запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций;

использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частями 2, 3 статьи 3 Закона установлены обязанности и полномочия органов местного самоуправления городских округов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов:

осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения;

за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования;

по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно ст. 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом. Законом Томской области от 28.12.2010 № 327-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2011 по 31.12.2011.

В соответствии с приложением № 15.1 к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения на 2011 год, в размере 8382,1 тыс. руб.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Учитывая приведенные положения нормативных правовых актов, отношения по финансовому обеспечению указанных государственных полномочий в виде предоставления субвенций из областного бюджета муниципальным органам являются межбюджетными отношениями и регулируются нормами бюджетного законодательства (ст. 140 Бюджетного кодекса РФ). Законодательством не предусмотрена обязанность выделения денежных средств конкретному ребенку-сироте.

Гражданин, в силу ст. 1 и ст.152 Бюджетного кодекса РФ участником бюджетных отношений не является, в силу чего его субъективное право, которое ему предоставлено законом не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

В силу указанных норм законодательства, суд не принимает довод Администрации г. Томска о том, что Администрация г. Томска является ненадлежащем ответчиком, так как указанными отдельными государственными полномочиями в данной сфере наделена Администрация г. Томска.

Из анализа вышеприведенных норм права, следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются жилыми помещениями Администрацией г. Томска в силу закона вне очереди, в связи с чем, суд находит требования прокурора... района г. Томска в интересах Гляковой *.*. к Администрации г. Томска подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления. Поскольку Законом Томской области № 188-ОЗ установлено, что жилые помещения для детей-сирот приобретаются в собственность муниципального образования (абз. 4 ч. 3 ст. 3), т.е. составляют муниципальный жилищный фонд, следовательно, Глякова *.*. подлежит обеспечению жилым помещением по нормам предоставления, установленным органом местного самоуправления. Согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Глякова *.*. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере... кв.м общей площади на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора... района г. Томска в интересах Гляковой *.*. к Администрации г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Гляковой *.*., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее... квадратных метров в черте муниципального образования «Город Томск».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья:

На момент опубликования Решение не вступило в законную силу.