Арбитражная практика

Об обязании оборудовать здание школы системой видеонаблюдения.. Решение от 31 января 2012 года №. Ульяновская область.

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Костычевой *.*.

с участием помощника прокурора Кузоватовского района Ульяновской области Чердакова *.*.,

при секретаре Крыловой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальному учреждению Управлению образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальному обра Ф.И.О. общеобразовательной школе с.Баевка, Правительству Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать здание МОУ ООШ с.Баевка «тревожной кнопкой» с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану и устранить нарушения требований пожарной безопасности,

Установил:

Прокурор Кузоватовского
района обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Кузоватовский район», Муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», МОУ ООШ с.Баевка о признании их бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать здание МОУ ООШ с.Баевка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану и устранить нарушения требований пожарной безопасности. В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Кузоватовского района, состояния антитеррористической защищенности и пожарной безопасности МОУ ООШ с.Баевка, установлено, что в нарушении требований закона, ответчиками не принято мер к исполнению приказа Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности. В частности, не организовано безусловное выполнение предписаний органов Государственного пожарного надзора МЧС России: - помещение спортзала здания школы не оснащено системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, - эвакуационные выходы 1 и 2 этажей здания выполнены не в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03,п.6.16 СНиП 21-01-97, - в помещении, в котором установлен пульт автоматической пожарной сигнализации, в коридоре 1 и 2 этажей, на лестничных клетках с южной и в центральной части здания школы не смонтировано аварийное эвакуационное освещение.

Кроме того, образовательное учреждение не оснащено современными техническими средствами антитеррористической защиты, в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, указанных в письмах Минобрнауки России «О подготовки образовательных учреждений к новому учебному
году» от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС -350/09, предусматривающих установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, организации охраны, установку систем видеонаблюдения и установку ограждения по периметру образовательного учреждения.

Прокурор считает, что отсутствие кнопки экстренного вызова милиции в МОУ ООШ с.Баевка, не организация охраны и системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. Отсутствие пожарной сигнализации в помещении спортзала школы, а также наличие других указанных выше нарушений норм пожарной безопасности, в случае возникновения пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье как, несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического и противопожарного законодательства нарушают права, свободы и интересы обучающихся несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции РФ и указанных нормативно-правовых актах, круг лиц, определить не представляется возможным.

В связи с этим, прокурор района считает вмешательство в данную сферу правоотношений законным и обоснованным, а поэтому руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просит признать бездействие ответчиков незаконным и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора Чердаков *.*. поддержал требования в полном объеме, уточнив наименование ответчика, в которой необходимо устранить недостатки, как основная общеобразовательная школа с.Баевка, что
просит возложить обязанность организовать охрану учреждения силами охранного предприятия, имеющего соответствующую лицензию, как указано в письме Минобрнауки России и установить сроки по устранению требований пожарной безопасности до 01.01.2012 года, по выполнению антитеррористических мероприятий до 01.01.2013 года. Уточнения приняты судом.

Представитель ответчика - Правительства Ульяновской области Корастелева *.*. (доверенность в деле), в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и письменный отзыв, показав, что производство по делу подлежит прекращению ввиду того, что прокурор неправомочен обращаться с такими требованиями, поскольку круг лиц определен. Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, так как согласно Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности. В силу ст. 31 данного закона, органы местного самоуправления муниципальных районов решают самостоятельно вопросы местного значения. Здание школы в с.Баевка принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Кузоватовский район». Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма. По смыслу ст. 15 БК РФ в местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. В связи с изложенным, считает, что полномочия по соблюдению антитеррористической и пожарной безопасности возлагаются на администрацию МО «Кузоватовский район», как на собственника соответствующего имущества и осуществляющего финансирование деятельности учреждения и на МОУ ООШ с.Баевка, непосредственно использующее данное здание. Кроме того, полагает
Приказы и письма Минобрнауки РФ, в которых указаны меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, носят рекомендательный характер и не утверждены нормативными правовыми актами, обязательными к исполнению. По указанным основаниям просит прекратить производство по делу и в удовлетворении требований отказать.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ильин *.*. (доверенность в деле), требования прокурора не признал, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменном отзыве, показав, что требования прокурора преждевременны, так как заявление направлено в суд до истечения месячного срока со дня вынесения им представления. Считает администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, так как в соответствии с ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ “О противодействии терроризму“, в компетенции Правительства Ульяновской области находится обеспечение мер по разработке и реализации комплекса мероприятий по оснащению образовательных учреждений Ульяновской области современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты, в том числе системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, а полномочия по обеспечению мер по противодействию терроризму финансируются за счёт средств федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников. Кроме того, согласно Устава образовательного учреждения, оно, как юридическое лицо, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права. Бюджет муниципального образования на 2011 год является дефицитным и не предусматривает в расходной части денежные средства на устранение нарушений норм пожарной безопасности, установку и обслуживание тревожных кнопок, систем видеонаблюдения и охрану зданий образовательных учреждений силами частных охранных предприятий. Также считает, что нормы закона, на которые ссылается прокурор, носят отсылочный и рекомендательный характер. По указанным основаниям, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. Не признавая требования в
части устранения нарушений норм пожарной безопасности, предлагает установить срок до 01.01.2013 года.

Представитель ответчиков муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и МОУ ООШ с.Баевка Белобровина *.*. (доверенности в деле) высказала не согласие с требованиями прокурора, привела доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве и высказанным представителем ответчика администрации муниципального образования «Кузоватовский район», дополнив, что согласно информации, предоставленной ОВО МО МВД «Барышский», в сельских школах установление тревожной кнопки невозможно, ввиду отсутствия обслуживающего состава. Охрана осуществляется сторожами.

Представитель третьего лица Отделения Госпожнадзора по Кузоватовскому району Управления государственного пожарного надзора по Ульяновской области Комков *.*. (доверенность в деле) в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав стороны, прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствие с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований.

Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.

Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно права этих лиц на образование, охрану жизни и здоровья людей. При этом иск прокурора заявлен в интересах не только лиц, находящихся в образовательном учреждении в настоящее время, чьи права нарушаются незаконной деятельностью ответчика, но и лиц, которые в дальнейшем будут обучаться в школе. Исходя из положений закона, суд приходит к выводу, что по данному делу невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

Таким образом, заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом. В связи с чем, производство по делу прекращению не подлежит, как указывает представитель ответчика в письменном не подлежит.

Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства (ст.38).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно - пропагандистских, социально - экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. «б» ст. 13 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, предупреждение терроризма осуществляется
путем принятия мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Согласно ст.5 ФЗ № 35-ФЗ от 06.03.2006 года, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии с ч.3 настоящей статьи осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Законодатель не конкретизирует эти полномочия, отсылая правоприменителя к статутным документам, определяющим компетенцию указанных органов.

В Определении Конституционного Суда РФ № 452-О-О от 17.06.2008 года, указано, что Конституция РФ, исходя из того, что противодействие терроризму, в силу самой природы этих противоправных деяний, как угрожающих коренным интересам личности, общества и государства, - составляет общегосударственную задачу, непосредственно не определяет его в качестве сферы ответственности как Ф.И.О. власти. Конституционно значимые цели данного направления деятельности Российской Федерации как демократического федеративного правового государства обуславливают необходимость осуществления системы правовых, организационных, экономических, воспитательно-идеологических и иных мер превентивного, пресекательного и восстановительного характера.

Комплексный характер вопросов, связанных с противодействием терроризму со стороны государства, нашел отражение в ст. 3 ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ, которая определяет противодействие терроризму как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: - предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); - выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); - минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В вышеуказанном Определении Конституционного Суда РФ, установлено, что по своему правовому статусу высший орган государственной власти субъекта РФ, возглавляя систему органов исполнительной власти субъекта РФ, одновременно является звеном в единой системе
исполнительной власти в РФ (ст. 77 ч.2 Конституции РФ) и потому ответственен за исполнение на территории субъекта РФ не только его конституции (устава), но законов и иных нормативных правовых актов РФ (пп. 1 и 2 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»). В этом качестве высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ не только осуществляет полномочия в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ и в сфере исключительного ведения субъектов РФ, но и - при наличии к тому установленных федеральными нормативными правовыми актами оснований - может принимать участие в реализации на территории данного субъекта полномочий, относящихся к сфере ведения РФ.

Что касается полномочий в области противодействия терроризму, возложенных на органы государственной власти субъектов РФ, то, как это прямо закреплено в п.п.51.1 п.2 ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации» №184-ФЗ от 06.10.1999 года (ред. От 25.07.2011 года), эти полномочия не касаются предметов ведения Российской Федерации, по своей юридической природе они производны от конституционных функций субъектов РФ, закрепленных в качестве предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметов исключительного ведения субъектов РФ. Данная статья дает прямое указание на осуществление органами государственной власти субъектов РФ полномочий в области противодействия терроризму самостоятельно за счет средств собственных бюджетов. При этом не исключается предоставление субъектам РФ субвенций из федерального бюджета. Этой же статьей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ организация представления начального, среднего и дополнительного профессионального образования, финансирование бюджета субъекта РФ в части расходов
на образование.

Согласно ст. 21 данного закона, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации также осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью.

Данная позиция закреплена и в ст.13 Закона Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области» № 043-ЗО от 09.06.2005 года. Согласно ст. 1 указанного закона, Правительство Ульяновской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. В пределах компетенции Ульяновской области участвует в проведении единой бюджетной, финансовой политики, разрабатывает проект областного бюджета Ульяновской области, обеспечивает выполнение бюджета

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, a также решают иные вопросы местного значения.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (ст.17). Данная норма закреплена в п.7 ч.1 ст.13 Устава муниципального образования «Кузоватовский район».

Согласно ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст.ст. 1.7, 6.2 Положения «О муниципальном учреждении Управления образования администрации «Кузоватовский район», утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования «Кузоватовский район» №30/44 от 24.04.2008 года Управление образования является юридическим лицом, обеспечивает своевременное целевое финансирование учреждений образования в соответствии с утвержденной сметой расходов. Осуществляет контроль и непосредственное управление деятельностью муниципальных образовательных учреждений (п.1.5). Основными задачами Управления являются: обеспечение конституционных прав граждан муниципального образования «Кузоватовский район» на образование и социальную защиту детей и работников системы образования, обеспечение выполнение федеральной, областной и районной программ развития образования, создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование, обеспечение и контроль выполнения государственных образовательных стандартов, реализация действующего законодательства об образовании, разработка и обоснование бюджета системы образования (п.п.2.1-2.5,2.11,2.12). Осуществляет планирование и контроль за выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей, подростков в образовательных учреждениях (совместно с органами здравоохранения, государственного пожарного надзора и трудовой инспекции) (п.2.9).

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании), образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением. Обеспечивает материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с требованиями, в пределах собственных средств. Несет, в установленном законодательстве Российской Федерации порядке, ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Создаёт условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся воспитанников (ст.51).

В силу п.1.1 Устава муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка, ООШ по своей правовой форме является учреждением. Основная цель Учреждения - осуществление образовательного процесса. Учреждение является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.5). Учредителем является администрация муниципального образования «Кузоватовский район» (п.1.3).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение полностью или частично финансируется собственником их имущества. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, то есть в соответствии с правилами об оперативном управлении.

Законом Ульяновской области от 06.12.2006 года № 185-ЗО «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями Ульяновской области», здание МОУ ООШ с.Баевка принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Кузоватовский район».

В статье 4.5 Устава указано, что имущество, закрепленное за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью. Финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов осуществляется из местного бюджета (ст. 4.13).

Статьей 215 ч.2 ГК РФ закреплено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Анализируя вышеприведенные нормы закона, принимая во внимание, что для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности необходимы финансовые затраты, суд приходит к выводу, что в реализации комплекса мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения должны принимать участие Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти, администрация муниципального образования «Кузоватовский район», как учредитель и собственник муниципального имущества, Упра Ф.И.О. распорядитель бюджета системы образования района и контролирующий орган и образовательное учреждение, как юридическое лицо в пределах, предоставленных им полномочий. В связи с чем, суд считает доводы представителей ответчиков о необоснованном привлечении их к участию в деле в качестве ответчиков, несостоятельным Ф.И.О. в РФ действует целый ряд нормативных правовых актов, содержащих отдельные нормы, направленные на противодействие терроризму. Противодействию терроризму посвящен ряд указов Президента РФ. К числу нормативных правовых актов органов государственной власти РФ в сфере противодействия терроризму следует отнести межведомственные и ведомственные приказы, наставления, инструкции, уставы, решения коллегий.

Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер и мероприятий, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ № 333 от 04.05.2008 года «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (в редакции от 17.12.2009 года №1033, от 04.02.2011 года №48) установлено, что во исполнении пункта 1 части 2 ст.5 ФЗ «О противодействии терроризму», Министерство образования и науки Российской Федерации разрабатывает и обеспечивает реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование государственной региональной и национальной политики, в целях устранения предпосылок социально-экономических и межнациональных конфликтов, в том числе способствующих совершению террористических актов и формированию социальной базы терроризма.

В соответствии с п.п. 5.2, 5.28 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 года № 337, Министерство образования и науки РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Во исполнении вышеуказанного постановления Правительства РФ, в пределах своих полномочий, Министерством образования и науки Российской Федерации было утверждено ряд приказов и писем.

Так, в п.п. 2, 6 Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 указано, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану обучающихся, воспитанников. При этом, требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают, наряду с другими, наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений приказано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, организовать безусловное выполнение предписаний территориальных органов Государственного пожарного надзора МЧС России, МВД России и ФСБ России. В пункте 5 данного приказа, органам исполнительной власти субъекта РФ было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников). Заключить в 2010 году соглашение с Рособразованием по реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательных учреждений, Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.

Согласно пп.1.3 п. 1 совместного Письма Роспотребнадзора №01/2050-8-23, МЧС РФ № 43-828-19, Минобрнауки РФ № АФ-102/09 от 12.03.2008 года «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году», руководителям образовательных учреждений всех типов и видов подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий.

Этим же письмом, а также письмами Минобрнауки России от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС -350/09 утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которыми мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают: установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, обеспечение охраны - службами безопасности, вневедомственной охраной или органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения, установку ограждения по периметру образовательного учреждения и другие.

В письме № 03-1423 от 04.06.2008 года указано, что органам исполнительной власти субъектов Российской федерации, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования, рекомендовано осуществлять анализ деятельности образовательного учреждения по созданию условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. При проведении соответствующих мер по антитеррористической защищенности субъекту РФ рекомендовано осуществить разграничение образовательных учреждений с учетом степени их террористической уязвимости. Определить субъекты, обеспечивающие их безопасность, установить для каждой категории уровень защиты. Отмечено, что результаты проведения мероприятий, позволят определить зоны, требующие приоритетного внимания региональных органов и органов местного самоуправления, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, в том числе по снижению неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы. Рекомендовано считать антитеррористическую защищенность образовательного объекта одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

Однако, обследование антитеррористической защищенности здания МОУ ООШ с.Баевка, проведенное сотрудниками ОП (дисклокация в р.п. Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», в исполнении указания УВД по Ульяновской области №32/1293 от 13.07.2011 года и изложенное в акте от 06.08.2011 года, показало, что состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения Ф.И.О. В частности, отсутствуют кнопка экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дисклокация в р.п. Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», система видеонаблюдения, не организована охрана учреждения службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, либо частными охранными предприятиями.

Статьей 20 ФЗ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ предусмотрено, что интересы человека, его права и свободы в современном обществе ставятся на первое место. Они должны находиться в гармонии с общественными, государственными интересами. Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав. В свою очередь права и свободы человека - это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человеком прогресса.

Отсутствие кнопки экстренного вызова милиции в МОУ ООШ с.Баевка, организации охраны и системы видеонаблюдения, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения. В ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиками вообще не принято каких-либо мер по устранению выявленных недостатков.

При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора о признании бездействий Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка в части не оборудования здания МОУ ООШ с.Баевка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, не организацией охраны учреждениями службы безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, либо частными охранными предприятиями, незаконной и возложении обязанности устранить указанные недостатки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, суд считает доводы ответчиков об отсутствии необходимых денежных средств в бюджетах муниципального образования и субъекта РФ на указанные цели, о наличии сторожей в школе, не может служить основанием для освобождения от ответственности. Утверждения ответчиков, что законом не конкретизирован перечень мер, а письма и приказы Министерства образования и науки РФ носят лишь рекомендательный характер, не основаны на законе, так как указанные документы изданы на основании постановления Правительства РФ, непосредственно касаются безопасности детей, содержат перечень мероприятий и должны быть приняты соответствующими органами и должностными лицами к исполнению. Ссылка представителя ответчиков МОУ ООШ с.Баевка и МУ Управления Образования на невозможность оборудовать кнопку экстренного вызова с выводом в ОВО МО МВД России «Барышский», не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части, так как прокурором были заявлены требования оборудовать кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») именно с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», а не в ОВО. В Приказе Минобрнауки России также предусмотрено оборудование экстренной связи с органами МВД, ФСБ России.

Разрешая требования прокурора об устранении нарушений норм пожарной безопасности, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В силу ст. 37 ФЗ №69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления, иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности.

При этом, согласно ст. 35 данного закона, руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, несут не только руководители организаций и учреждений, но и собственники имущества, руководители органов местного самоуправления.

Пунктом 11 ППБ 01-03 установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. При этом, в силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» под мерами пожарной безопасности понимаются действия по выполнению требований пожарной безопасности.

Обязанность собственника нести бремя содержания имущества возложена на него ст. 120 ГК РФ, а в судебном заседании установлено, что здание МОУ СОШ является муниципальным имуществом.

Полномочия МОУ ООШ с.Баевка и Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», установленные в Уставе и Положении, применимы в данным правоотношениям и были изложены выше.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 утвержден Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (далее НПБ 110-03), согласно которого (п. 9 таблицы 1 Приложения к вышеназванному Приказу), здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.

На основании пунктов 4 и 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной плановой проверки в МОУ ООШ с.Баевка государственным инспектором Кузоватовского района по пожарному надзору, совместно с директором учреждения, 08, 15 февраля 2011 года, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что подтверждается предписанием № 14/11/1-12, в котором были установлены сроки устранения нарушений до 01.07.2011 года. Однако, как установлено проведенной прокуратурой района проверкой и подтверждается информацией отделения Госпожнадзора по Кузоватовскому району №2-12-6 от 20.10.2011 года, адресованной прокурору Кузоватовского района, в здании МОУ ООШ с.Баевка: : - помещение спортзала здания школы не оснащено системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, - покрытие пола в коридорах 1-го и 2-го этажей на путях эвакуации выполнены не в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97, - в помещении, в котором установлен пульт автоматической пожарной сигнализации, в коридоре 1 и 2 этажей, на лестничных клетках с южной и в центральной части здания школы не смонтировано аварийное эвакуационное освещение.

Наличие указанных выше нарушение норм пожарной безопасности в случае возникновения пожара ставит под угрозу жизнь и здоровье как, несовершеннолетних учащихся, преподавателей, так и других работников, а также иных лиц, посещающих образовательное учреждение.

Таким образом, судом установлено, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место на протяжении длительного времени. Ввиду установления наличия данных нарушений в здании ООШ с.Баевка, с учетом полномочий, установленных законом, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании бездействия администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального обра Ф.И.О. общеобразовательной школы с.Баевка, в части не устранения нарушений требований пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности являются законными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Доводы представителей ответчиков о том, что требования прокурора преждевременны, суд считает несостоятельными, так как выявленные нарушения имеют место уже длительное время и, первоначально сроки для их устранения устанавливались, они истекли, но недостатки не были устранены. Кроме того, не признавая требования прокурора в части устранения нарушений требований пожарной безопасности, ответчики просят установить срок исполнения до 01.01.2013 года, что дополнительно свидетельствует о правомерности заявленных требований.

Вместе с тем, в соответствие с вышеперечисленными нормами закона, суд считает применение к данным правоотношениям положений о субсидиарной ответственности Правительства Ульяновской области недопустимо, в связи с чем в данной части он подлежит освобождению от ответственности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Не признавая требования прокурора, ответчиками не представлено доказательств в подтверждение своих требований, которые могли служить основанием для освобождения от ответственности.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчиков совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого Решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что запрашиваемые прокурором сроки до 01 января 2012 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности и до 01 января 2013 года по принятию мер антитеррористической защищенности в здании МОУ ООШ с.Баевка, для исполнения решения суда является разумным.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

При подаче заявления в районный суд, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины. Принимая во внимание, что согласно ст. 333.36 ч.1 п.19 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 200 рублей с муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд

Решил:

Требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать бездействие Правительства Ульяновской области, администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка в части не оборудования здания МОУ ООШ с.Баевка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, не организацией охраны службами охранного предприятия, незаконной.

Обязать Правительство Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Баевка оборудовать здание МОУ ООШ с.Баевка кнопкой экстренного вызова милиции («тревожная кнопка») с выводом на пульт в дежурную часть ОП (дислокация в р.п.Кузоватово) МО МВД РФ «Барышский», системой видеонаблюдения, организовать охрану службами охранного предприятия.

Установить срок исполнения мероприятий до 01 января 2013 года.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка в части не устранения нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ ООШ с.Баевка незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное учреждение Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район», муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Баевка: - оборудовать помещение спортзала здания школы системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, - выполнить эвакуационные выходы 1 и 2 этажей здания в соответствии с требованиями п.3 ППБ 01-03,п.6.16 СНиП 21-01-97, - смонтировать в помещении, в котором установлен пульт автоматической пожарной сигнализации, в коридоре 1 и 2 этажей, на лестничных клетках с южной и в центральной части здания школы не смонтировано аварийное эвакуационное освещение.

Установить срок устранения требований противопожарной безопасности до 01 января 2012 года.

В части признания бездействия по не устранению нарушений норм пожарной безопасности в здании МОУ ООШ с.Баевка и возложении обязанности устранить нарушения норм пожарной безопасности в отношении Правительства Ульяновской области, отказать.

Взыскать с муниципального учреждения Управления образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» и муниципального образовательного учреждения основная общеобразовательная школа с.Баевка государственную пошлину в доход муниципального бюджета 200 рублей, в равных долях по 100 рублей с каждого.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Новоспасский районный суд.

Судья: *.*. Костычева