Арбитражная практика

О признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по очистке дорожных покрытий улиц от снега и льда. Решение от 17 февраля 2012 года № 2-134(1)/2012. Саратовская область.

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Левошиной *.*.

при секретаре Гараниной *.*.,

с участием помощника прокурора Базарно-Карабулакского района Панкина *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям заместителя прокурора Базарно-Карабулакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления – администраций Липовского, Свободинского, Большечечуйского, Шняевского муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района,

Установил:

Заместитель прокурора Базарно-Карабулакского района обратился в суд с вышеуказанными заявлениями о признании незаконным бездействия вышеуказанных органов местного самоуправления по очистке дорожных покрытий улиц муниципальных образований от снега и льда.

Свои требования обосновывает тем, что проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД Базарно-Карабулакского ОВД проверкой установлено,
что несмотря на окончание снегопада более 5 суток назад, ул.Дорожная с.2-я Ханеневка, ул.Зеленая с.Хмелевка, ул.Садовая п.Свободный, ул.Гагарина с.Равнинное, ул.Чапаева с.Лесная Нееловка и ул.Дорожная с.Большой Содом Свободинского МО, ул.Коммунарная с.Шняево и ул.Садовая с.Белая Гора Шняевского МО, ул.Южная с.Большая Чечуйка, ул.Новая с.Марьино и ул.Школьная с.1-я Ханеневка Большечечуйского МО, ул.Волна Революции с.Липовка Липовского МО покрыты снегом, их уборка и очистка от снежной массы не проведена или проведена ненадлежащим образом. Данные факты являются нарушением требований ст.12 федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995 года, п.3, п.3.1.6 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» от 11.10.1993 года. Указанные улицы находятся в границах вышеперечисленных муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района. Обязанность по их содержанию и обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрации вышеуказанных муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района. Непринятие администрациями мер по очистке дорожного покрытия является нарушением прав неопределенного круга лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. В судебном заседании помощник прокурора Базарно-Карабулакского района Панкин *.*. заявления поддержал и просил удовлетворить, признав бездействие администраций Липовского, Свободинского, Большечечуйского, Шняевского муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района по очистке дорожных покрытий вышеперечисленных улиц от снега и льда незаконным и обязав органы местного самоуправления производить снегоочистку указанных улиц в течение 6 часов с момента окончания снегопада или метели.

Представители заинтересованных лиц органов местного самоуправления главы администраций Карнугаева *.*., Лысенко *.*., Долгопятов *.*., Докторов *.*. с исковым заявлением согласны, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав заявителя,
исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года (далее 196-ФЗ от 10 декабря 1995г.) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.5 ст.14 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.6 ст.13 федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом пункт 6 ст.3 указанного федерального закона к дорожной деятельности относит деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.3 ст.15 вышеуказанного федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу п.1 и п.2 ст.17 вышеуказанного федерального закона
содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п.5 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в поселках и селах Базарно-Карабулакского муниципального района, утвержденных Решением Собрания Базарно-Карабулакского муниципального района от 19 декабря 2008 года №134, на территории населенных пунктов, входящих в состав Базарно-Карабулакского муниципального района, дорожное покрытие улиц должно содержаться в образцовом порядке в соответствии с нормативными правовыми актами.

В силу требований п.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. В соответствии с п. 3.1.6 указанного стандарта срок окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с интенсивностью автомобильного потока менее 1000 автомобилей в сутки составляет 6 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.

В судебном заседании установлено, что на момент проверки ул.Дорожная с.2-я Ханеневка, ул.Зеленая с.Хмелевка, ул.Садовая п.Свободный, ул.Гагарина с.Равнинное, ул.Чапаева с.Лесная Нееловка и ул.Дорожная с.Большой Содом Свободинского МО, ул.Коммунарная с.Шняево и ул.Садовая с.Белая Гора Шняевского МО, ул.Южная
с.Большая Чечуйка, ул.Новая с.Марьино и ул.Школьная с.1-я Ханеневка Большечечуйского МО, ул.Волна Революции с.Липовка Липовского МО покрыты снегом, их уборка и очистка от снежной массы не проведена.

Установленные проверкой нарушения зафиксированы в актах комплексной проверки улично-дорожной сети, имеющихся в материалах дела.

Таким образом, обязанность по обеспечению соответствия состояния вышеперечисленных дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на администрации муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района, в границах которых эти дороги находятся.

В соответствии с п. 2 ст.46 федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу п.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия органа местного самоуправления возлагается на орган, допустивший бездействие.

В данном случае главы администраций муниципальных образований с заявленными требованиями согласны, доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, не представили.

Следовательно, бездействие администраций Липовского, Свободинского, Большечечуйского, Шняевского муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района, заключающееся в не проведении снегоочистки вышеуказанных дорог является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц, поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На
основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать бездействие администрации Липовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по очистке от снега и льда дорожного покрытия ул.Волна Революции с.Липовка Липовского муниципального образования незаконным.

Признать бездействие администрации Свободинского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по очистке от снега и льда дорожных покрытий ул.Дорожная с.2-я Ханеневка, ул.Зеленая с.Хмелевка, ул.Садовая п.Свободный, ул.Гагарина с.Равнинное, ул.Чапаева с.Лесная Нееловка и ул.Дорожная с.Большой Содом Свободинского муниципального образования незаконным.

Признать бездействие администрации Большечечуйского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по очистке от снега и льда дорожных покрытий ул.Южная с.Большая Чечуйка, ул.Новая с.Марьино и ул.Школьная с.1-я Ханеневка Большечечуйского муниципального образования незаконным.

Признать бездействие администрации Шняевского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области по очистке от снега и льда дорожных покрытий ул.Коммунарная с.Шняево и ул.Садовая с.Белая Гора Шняевского муниципального образования незаконным.

Обязать администрации Липовского, Свободинского, Большечечуйского, Шняевского муниципальных образований Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области производить снегоочистку вышеуказанных улиц в границах соответствующих муниципальных образований в течение 6 часов с момента окончания снегопада или метели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда с подачей жалобы через Базарно-Карабулакский районный суд в месячный срок.

Председательствующий судья: *.*. Левошина