Арбитражная практика

Решение от 05 апреля 2012 года № А46-7513/2012. По делу А46-7513/2012. Омская область.

Решение

город Омск Дело № А46-7513/2012

05 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 05 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Чернышёва *.*. при ведении протокола судебного заседания секретарём Хабаровой *.*., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Нововаршавского района Омской области к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. (ИНН 552500000752) о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Третьяков *.*. (удостоверение ТО № 105561),

от заинтересованного лица – не явились, извещены,

Установил:

Прокуратура Нововаршавского района Омской области (далее –Прокуратура, заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимат
Ф.И.О. (далее – заинтересованное лицо, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) на основании постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 02.03.2012.

В судебном заседании представитель Прокуратуры Нововаршавского района Омской области заявленное требование поддержал, указав, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждён материалами дела.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд Установил следующие обстоятельства.

29.02.2012 помощником прокурора Нововаршавского района Омской области Боярских *.*. при участии старшего государственного инспектора отдела пограничного ветеринарного надзора на госгранице Российской Федерации и транспорте Нехаевым *.*. была проведена проверка деятельности предпринимат Ф.И.О. в магазине «Соловейка», расположенном по адресу: Омская область, Нововаршавский район, р.п. Нововаршавка, ул. Советская, дом 28, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований федерального законодательства о лицензировании, а именно:

Талалаевой *.*. осуществляется розничная торговля лекарственными средствами для животных (на момент проверки на реализации был представлен следующий ассортимент лекарственных средств: «тетравит» флакон по 100 мл. – 1 фл.; «тривитамин» флакон по 100 мл. – 1 фл.; «тривит» флакон по 100 мл. – 1 фл.; «аминовитал» флакон
по 10 мл. – 1 фл.; «энрофлон» флакон по 5 мл. – 1 фл.; «фероминал 75» флакон по 10 мл. – 1 фл.; «ивермек» флакон по 10 мл. – 1 фл.; «альбен С» упаковка по 6 таблеток – 1 шт.; «биоритм» 48 таблеток по 0,5 г. – 3 уп.; «доктор 200» таблетки по 90 шт. – 4 уп.; шампунь бактерицидный «биофлон» 3 флакон по 245 мл. – з шт.; барс капли инсектоакорицидные для собак, 4 пипетки капельницы – 1 уп.; барс для кошек, 3 пипетки капельницы – 1 уп.; барс капли ушные для кошек и собак флакон по 20 мл. – 1 шт.; секс барьер, упакоска по 10 таблеток – 2 уп.) без лицензии на право осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных.

Выявленные нарушения зафиксированы в справке об участии в выездной проверке от 29.02.2012.

По результатам проверки 02.03.2012 прокурор Нововаршавского района Омской младший советник юстиции Дашевский *.*. вынес Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании данного постановления заявитель обратился в арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении индивидуального предпринимат Ф.И.О. к административной ответственности.

Суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1
статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет: административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к этой статье указано, что совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

По положениям статьи 26.11. КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании
всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, вывозом с территории Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает приоритет государственного контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 61-ФЗ законодательство об обращении лекарственных средств состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Федеральный закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Под лекарственными средствами согласно статье 4 приведённого выше закона понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные
препараты.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти при обращении лекарственных средств определены в статье 5 Федерального закона № 61-ФЗ, к которым, в частности, относятся: осуществление государственного контроля и надзора, лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона № 61-ФЗ установлено, что лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный контроль в силу части 3 статьи 9 закона при обращении лекарственных средств включает в себя контроль за доклиническими исследованиями лекарственных средств, клиническими исследованиями лекарственных препаратов, качеством, производством лекарственных средств, изготовлением лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, применением лекарственных препаратов.

Как предусмотрено пунктом 1 части 4 статьи 9 Федерального закона № 61-ФЗ, государственный контроль при обращении лекарственных средств осуществляется, в том числе, посредством: проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств правил оптовой торговли лекарственными средствами, правил отпуска лекарственных препаратов, правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств, а также посредством лицензирования производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности, проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий.

В соответствии со статьёй 52 Федерального закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию
на фармацевтическую деятельность.

Пунктом 36 статьи 4 Федерального закона № 61-ФЗ определено, что ветеринарная аптечная организация - организация, структурное подразделение ветеринарной организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

На основании части 1 статьи 55 Закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется не только аптечными организациями, но и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 55 Закона № 61-ФЗ).

Частью 4 статьи 55 указанного закона установлено, что лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 58 Федерального закона № 61-ФЗ правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьёй 68 закона установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации при обращении лекарственных средств влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 15 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 предусмотрено, что лицензирование медицинской
и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Из указанных положений следует, что розничная торговля лекарственными средствами, предназначенными для лечения животных, является фармацевтической деятельностью и подлежит обязательному лицензированию.

Согласно статье 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ лицензия - специальное разРешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населённых пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями, определяется Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение).

Подпункт 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без
специального разрешения (лицензии), если такое разРешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Судом установлено, материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается факт реализации лекарственных препаратов для животных без соответствующей лицензии (в своём объяснении Талалаева *.*. подтверждает, что реализация ветеринарных препаратов осуществлялась ею без лицензии; о необходимости получения такого специального разрешения предприниматель знала, но не получила по причине отсутствия времени; вину в правонарушении признаёт в полном объёме).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса.

Таким образом, принимая во внимание, что все необходимые документальные доказательства изложенных обстоятельств представлены прокурором в материалы дела (Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 02.03.2012, справка от 29.02.2012, фотоматериал, объяснение предпринимателя от 02.03.2012, объяснение продавца Карась *.*. от 29.02.2012) заинтересованным лицом не оспорены, суд находит квалификацию заявителем деяния Замарь *.*. по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении суд не Установил.

При назначении административного наказания суд учитывает, что предприниматель ранее по данной статье КоАП РФ к административной ответственности не привлекалась, факт совершения правонарушения признала, в связи с чем полагает возможным привлечь предпринимателя к административной ответственности в размере минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ для должностных лиц (4 000 руб.), без конфискации.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о
привлечении к административной ответственности не выдаётся, принудительное исполнение производится непосредственно на основании настоящего судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Заявленные Прокуратурой Нововаршавского района Омской области требования удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринима Ф.И.О. (ИНН 552500000752, ОГРН 304552520200013, дата и место рождения: 24.10.1955, р.п. Черлак Черлакского района Омской области, проживает по адресу: 644070, г. Омск, ул. Омская, дом 119, кв. 116), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, без конфискации.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам:

УФК по Омской области, город Омск (Прокуратура Омской области), ИНН 5503029140, КПП 550301001, ГРКЦ ГУ Банк России по Омской области, город Омск, р/счет 40101810100000010000, БИК 045209001, КБК 41511690010010000140, ОКАТО 52401000000, вид платежа – административный штраф

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме).

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд (644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42) в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а после проверки решения в апелляционном порядке или в случае, если суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (625010, г. Тюмень, ул. Ленина, д. 74) в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелля­ционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайтах Восьмого арбитражного апелляционно­го суда: http://8aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа: http://faszso.arbitr.ru.

Судья *.*. Чернышёв