Арбитражная практика

Об обязании создать пожарную охрану. Решение от 29 августа 2011 года № 2-2467. Московская область.

Видновской городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Зыряновой *.*. при секретаре судебного заседания Газмагаметова *.*. с участием прокурора ФИО2 представителя ответчика ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2467/11 по иску прокурора г. Видное к Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района в интересах неопределённого круга лиц о создании муниципальной пожарной охраны на территории поселения

Установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц с требованием обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области создать муниципальную пожарную охрану на территории поселения.

В обоснование заявления указано, что Городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства
о пожарной безопасности. В ходе проведенной проверки установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений не приняты все предусмотренные законом меры для тушения и ликвидации возможных пожаров, муниципальная пожарная охрана на территории поселения отсутствует.

В связи с отсутствием на территории поселения муниципальной пожарной охраны с учетом пожароопасной ситуации последних лет, достаточной территориальной удаленностью от сил и средств государственной пожарной охраны полагает, что принятые меры пожарной безопасности являются неполными и недостаточными. При этом нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской федерации, а также права граждан на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, определенные ст. 18 Ф3 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что в последние годы усилилась пожароопасность в регионе, связи с отдалённостью поселения в случае возникновения очагов возгорания, при отсутствии муниципальной пожарной охраны, могут наступить тяжкие последствия.

Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что законодательством не предусмотрена обязанность создания пожарной охраны, это лишь право, все возможные меры по предотвращению пожаров приняты, представил письменный отзыв. (л.д.11)

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не отнесенных к землям лесного фонда, землям обороны и безопасности, землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом «О пожарной безопасности».

Система обеспечения пожарной безопасности
- совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Организация и осуществление профилактики пожаров являются основными задачами пожарной охраны.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности.

В соответствии со ст.ст. 4, 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления возложено создание муниципальной пожарной охраны, предназначенной для обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. Цели, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны должны определяться органами местного самоуправления.

Нормами указанных статей предусмотрено, что основными задачами муниципальной пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Способы защиты нарушенных прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Уставом городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района к вопросам местного значения отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же минимизация и ликвидация последствий терроризма и экстремизма в границах городского поселения Горки Ленинские, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения.

Судом установлено, что Администрацией городского поселения Горки Ленинские приняты ненормативные акты, направленные на создание условий по предупреждению и ликвидации пожаров, повышения ответственности за состояние пожарной безопасности на территории поселения, однако техническая возможность их исполнения без создания муниципальной пожарной охраны отсутствует. Прокурор обратился в суд с требованием создать муниципальную пожарную охрану на территории поселения, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 4, 11.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководствуясь ст.ст. 194-198, 268 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Видновского городского прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области создать муниципальную пожарную охрану на территории поселения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной
суд через Видновский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня его составления в окончательной форме.

Федеральный судья Зырянова *.*.