Арбитражная практика

Решение от 05 апреля 2012 года № А14-12831/2011. По делу А14-12831/2011. Воронежская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.03.12г.

Решение в полном объеме изготовлено 5.04.12г.

г.Воронеж Дело №А14-12831/2011

«5» апреля 2012г.

Арбитражный суд в составе:

судьи Рослякова *.*., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, г. Воронеж, ОГРН 1093668037220,

к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области, с. Каширское Воронежской области, ОГРН 10236014954,

третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области, г. Воронеж

о признании права собственности

при участии в судебном заседании:

истца: Антонов *.*., специалист-эксперт отдела юридического обеспечения
и регистрации прав собственности, доверенность №НБ-12/3 от 10.01.12г.,

ответчика: не явился, надлежаще извещен,

третьего лица: Шалина *.*., представитель, доверенность от 10.01.12г.,

Установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Администрации Каширского муниципального района Воронежской области о признании права собственности Российской Федерации на плотину (пруд на балке Лапина-Вершина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,64м, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002.

Определением суда от 9.02.12г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области.

В судебном заседании 9.02.12г. истец заявлял ходатайство об уточнении исковых требований, и просил суд признать право собственности Российской Федерации на плотину (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,54м, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002. На основании ст.49 АПК РФ судом принято уточнение исковых требований.

В судебное заседание 26.03.12г. ответчик не явился. На основании ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие ответчика.

В судебном заседании 26.03.12г. истец поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Третье лицо поддержало требования истца, считает заявленные требования обоснованными и подлежащие удовлетворению.

В судебном заседании 26.03.12г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30.03.12г.

В судебное заседание 30.03.12г. лица, участвующие в деле не явились. На основании ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что нежилое
сооружение - плотина (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,54м, Литера 1А, расположенная по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002, введена в эксплуатацию в 1979 году, согласно акта приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта, утвержденного начальником Управления мелиорации и водного хозяйства 30.05.79г.

Изготовлен план гидротехнических сооружений пруда на балке Лапина Лощина Каширского муниципального района.

7.02.12г. ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Воронежской области составлен кадастровый паспорт в отношении нежилого сооружения - плотины (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,54м, Литера 1А, инвентарный номер 2050-Ф, 1979 года ввода в эксплуатацию, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от 9.02.12г. № 75/1 плотина (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, расположенная по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002 внесена в реестр федерального имущества, на основании Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ» от 27.12.91г. № 3020-1, правообладателем плотины является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области», на основании Акта госкомиссии от 30.05.79г.

24.07.09г. ФГУ «Управлением Воронежмелиоводхоз» утвержден Акт обследования гидротехнических сооружений (пруд на балке Лапина-Лощина (Рогачевская ГОС) от 2.07.09г.

13.11.09г. заместителем руководителя Верхне-Донского Управления Ростехнадзора утверждена Декларация Безопасности гидротехнических сооружений пруда на балке Лапина Лощина (Рогачевская ГОС) Каширского муниципального района Воронежской области от 30.10.09г.

Экспертным центром ООО «Институт безопасности гидротехнических
сооружений» изготовлено экспертное заключение № 13/09 от 13.11.09г. по «Декларации безопасности гидротехнических сооружений пруда на балке Лапина Лощина (Рогачевская ГОС) Каширского муниципального района Воронежской области».

Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области сообщением от 17.11.11г. №14/008/2011-265 истцу отказано в государственной регистрации права собственности на плотину (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002, в связи с отсутствием доказательств подтверждающих право собственности Российской Федерации.

Ссылаясь на наличие оснований для признания права федеральной собственности на спорный объект недвижимости и невозможность государственной регистрации права собственности в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним», истец обратился в суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 125 АПК РФ, в исковом заявлении должно быть сформулировано требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), а в соответствии с пунктом 5 части 2 этой же статьи исковое заявление должно содержать фактическое обоснование заявленного требования (обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования, то есть основания иска).

Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 ГК РФ. Для защиты гражданских прав, возможно,
использование одного из перечисленных в статье способов, либо нескольких из них. Однако если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.

Предъявление требования о признании права имеет целью устранить все сомнения в принадлежности права тому или иному лицу.

Согласно п. «д» ст.71 Конституции Российской Федерации от 12.12.93г. в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

На основании ст.14 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» № 2-ФКЗ от 17.12.97г. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5.06.08г. № 432, осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, и иного имущества, а так же полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В пункте 3 Приложения №1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность» в качестве объекта относящегося исключительно к федеральной собственности названы, в том числе гидротехнические сооружения.

На основании ст. 11 ФЗ «О мелиорации земель» государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации и на праве собственности субъекту Российской Федерации (далее - собственность субъекта Российской Федерации).

К федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.

Плотина в силу Федерального закона от 21.07.97г. №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» относится к гидротехническим сооружениям.

В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Согласно статье 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом; при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом; при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом; при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида
(изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

25.07.78г. Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР принят приказ № 452-пр «О совершенствовании структуры службы эксплуатации мелиоративных систем в РСФСР». Пунктом I приказа предписано организовать краевые (областные) производственные управления мелиорации и водного хозяйства Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР с одновременным подчинением, соответствующим крайисполкомам и облисполкомам согласно приложению 1. В соответствии с приложением I к приказу Минводхоза РСФСР от 25.07.78г. №452-пр в перечень краевых (областных) производственных управлений мелиорации и водного хозяйства Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, в том числе вошло Воронежское областное производственное управление мелиорации и водного хозяйства.

В структуру Воронежского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства входило Воронежское УЭМС (управление эксплуатации мелиоративных систем).

В соответствии с приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11.08.88г. № 301-пр на базе Воронежского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства, управления по мелиоративному и водохозяйственному строительству «Воронежводстрой» организовано проектно-строительно-эксплуатационное объединение по мелиорации и водному хозяйству «Воронежводмелиорация».

Согласно пункту I приказа Воронежского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства от 25.08.88г. N» 1 на базе Воронежского областного производственного управления мелиорации, водного хозяйства и Управления по мелиоративному и водохозяйственному строительству «Воронежводстрой» организовано проектно-строительно-эксплуатационное объединение по Мелиорации и водному хозяйству «Воронежводмелиорация».

На основании пункта I приказа Воронежского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства от 30.08.88г. № 106 Воронежское областное производственное управление мелиорации и водного хозяйства подлежало упразднению с 01.09.88г. В соответствии с пунктом 5 приказа материальные ценности упраздняемого Воронежского областного производственного управления мелиорации и водного хозяйства подлежали
передаче соответствующим отделам объединения Воронежводмелиорация.

В состав проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству, в том числе вошло Воронежское управление эксплуатации мелиоративных систем (ВУЭМС).

16.10.01г. Российским государственным концерном по водохозяйственному строительству «Росводстрой» принят приказ от 16.10.91г. № 122 «О преобразовании проектно-строительно-эксплуатацнонного объединения «Воронежводмелиорация» в арендное предприятие «Воронежводстрой».

В соответствии с Решением Комитета по управлению государственным имуществом Воронежской области № 1502 от 31.12.92г. арендное предприятие «Воронежводстрой» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Воронежводстрой» (пункт I решения).

Согласно пункту 2.1. договора между Комитетом по Управлению Государственным имуществом Воронежской области и акционерным обществом открытого типа «Воронежводстрой» от 13.09.93г. Комитет по управлению государственным имуществом закрепил за АООТ «Воронежводстрой» (без включения в уставной капитал) право по оперативному управлению имуществом мелиоративных систем и сооружений. В соответствии с Приложением к договору между Комитетом по управлению Государственным имуществом Воронежской области и АООТ «Воронежводстрой» от 13.09.93г. в перечень имущества эксплуатационных организаций, не подлежащих приватизации (на 1.01.93г.) вошли в Воронежское УЭМС.

25.02.94г. Комитетом по управлению государственным имуществом Воронежской области принято распоряжение № 67 «Об учреждении государственного предприятия по эксплуатации мелиоративных систем и объектов водоснабжения «Воронежсельхозводэксплуатация». Пунктом 3 распоряжения установлено, что государственное предприятие «Воронежсельхозводэксплуатация» является правопреемником прав и обязанностей службы эксплуатации мелиоративных систем, ранее входивших в состав АООТ «Воронежводстрой».

Пунктом 2 приказа государственного предприятия по эксплуатации мелиоративных систем и объектов водоснабжения «Воронежсельхозводэксплуатация» от 29.03.94г. № 1-пр установлено, что госпредприятие «Воронежсельхозводэксплуатация» является

правопреемником прав и обязанностей служб эксплуатации и мелиоративных систем АООТ «Воронежводстрой», в том числе Воронежского управления эксплуатации мелиоративных систем. Согласно пункту 3 приказа Воронежское управление эксплуатации мелиоративных систем вошло на правах структурного подразделения в состав госпредприятия «Воронежсельхозводэкспулата
ция».

На основании пункта 2.1. приказа Департамента «Воронежмелиорация» от 24.04.96г. № 2-пр «О подведомственных организациях департамента по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению Воронежской области» на базе структурного подразделения (Воронежского управления эксплуатации мелиоративных систем) государственного предприятия по эксплуатации мелиоративных систем и объектов водоснабжения «Воронежсельхозводэксплуатация» образовано юридическое лицо - Воронежское государственное учреждение по эксплуатации мелиоративных систем (Госучреждение «Воронежводэксплуатация»)

На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6.03.03г. № 228 Воронежское государственное учреждение по эксплуатации межхозяйственных мелиоративных систем присоединено в качестве филиала к федеральному государственному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области».

Плотина используется на праве оперативного управления Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области».

Спорный объект недвижимости находится на балансе Никольского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Воронежской области» согласно имеющейся в материалах дела инвентарной карточки № 126 учета основных средств от 2.02.12г.

В силу частей 1,2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

На основании вышеизложенного требования истца подлежат удовлетворению. Следует признать право собственности Российской Федерации на нежилое сооружение - плотину (пруд
на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,54м, Литера 1А, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002.

В силу статьи 110 АПК РФ, отсутствие неправомерных действий со стороны ответчика, расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать право собственности Российской Федерации на плотину (пруд на балке Лапина-Лощина) – Рогачевская ГОС, протяженностью 156,54м, Литера 1А, расположенную по адресу: Воронежская область, Каширский район, (в 5-ти км северо-восточнее с. Каширское) северно-западная часть кадастрового квартала 36:13:32 00 002.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Воронежской области.

Судья *.*. Росляков