Арбитражная практика

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении по статье 12.34 КоАП РФ.. Решение от 06 февраля 2012 года № 12-1/2012. Республика Коми.

Усть-Куломского районного суда Республики Коми в составе

председательствующего судьи *.*. Ефремова,

при секретаре *.*. Першиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

6 февраля 2012 года дело по жалобе Белякова *.*. на Постановление по делу об административном правонарушении,

Установил:

Постановлением 11 ВВ 445202 от 08.12.2012 начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району Каримова *.*. к мастеру дистанции Помоздино Усть-Куломского дорожного ремонтно-строительного участка (ДРСУч) Белякову *.*. применено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> руб. по статье 12.34. КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Считая Постановление незаконным, Беляков *.*. обратился с жалобой, указав, что не совершал административного правонарушения.
Все это время исполнял должностные обязанности на другом участке автодороги. О дорожно-транспортном происшествии и составлении акта о выявленных недостатках в содержании дороги не знал.

Защитники Чумаков *.*. и Войновский *.*. также утверждают, что вывод о наличии в действиях (бездействии) мастера Белякова *.*. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34. КоАП РФ, сделан без учета всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, без рассмотрения действительных причин и условий дорожно-транспортного происшествия.

С объективной стороны правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34. КоАП РФ, выражается в нарушении правил проведения ремонта и содержания дорог либо в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности движения.

В соответствии с Федеральным законом “О безопасности дорожного движения“, Правилами дорожного движения РФ, ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы“ требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“ и другими нормативными актами, содержащими требования по ремонту и эксплуатации автомобильных дорог и улиц, ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 для ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки на автодорогах и улицах группы В (по их транспортно-эксплуатационным характеристикам) отводится нормативный срок в 6 часов, который принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

Отраслевые дорожные методические документы (ОДМ 218.2.003-2009, ОДМ 218.8.002-2010
и др.) и Руководство по борьбе с зимней скользкостью, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 16.08.2003 № ОС-548-р, рассматривают снежный накат в качестве одного из видов зимней скользкости с присущими ему признаками. Снежный накат - представляет собой слой снега, уплотненного колесами автомобильного транспорта при определенных метеорологических условиях.

Руководство устанавливает основные требования по организации, технологиям работ при борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, обеспечению условий безопасности дорожного движения в зимний период и является обязательным для государственных предприятий и организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих работы по зимнему содержанию федеральных автомобильных дорог, и может быть использовано на дорогах общего пользования территориального значения и дорогах муниципального подчинения.

При зимнем содержании автомобильных дорог применяют, в том числе фрикционный способ борьбы с зимней скользкостью, при котором обработку снежно-ледяных отложений осуществляют с целью повышения шероховатости поверхности дорожного покрытия. Для этого по покрытию распределяют песок, высевки, шлак, подогретые фрикционные материалы. Этот метод временно повышает сцепные качества (коэффициент сцепления) покрытий за счет наличия на нем абразивных материалов (п. 4.2.1).

Материалами дела установлено, что 24.11.2011 около 10 ч. 50 мин. в <адрес> на участке автодороги вдоль <адрес> произошло столкновение автомашин Тойота-Лендкрузер и Ваз-2121. Водитель ФИО1 не справился с управлением и автомашина марки «Ваз», не укомплектованная шинами с шипами противоскольжения, на повороте оказалась на встречной полосе движения. При осмотре на дорожном покрытии установлено наличие снежного наката, что было отражено в акте. Информация была передана ответственному дежурного Усть-Куломского ДРСУч, - организации, осуществляющей работы по содержанию автодороги, в 17:40. При контрольной проверке 25.11.2011 в 11:30 по истечении нормативного времени установлено, что работы по устранению зимней
скользкости на этом участке не проводились.

По результатам контрольного мероприятия инспектором ДПС ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № от 25.11.2011 в отношении дистанционного мастера Белякова *.*., ответственного за проведение работ по содержанию автодороги на данном участке.

Свидетели ФИО3 и ФИО4, присутствовавшие на месте ДТП и подписавшие акт, подтвердили наличие скользкости на осмотренном участке дороги, где произошло ДТП, а также засвидетельствовали отсутствие следов обработки проезжей части ПГМ.

Согласно ст. 2.4. КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Субъектом правонарушений по статье 12.34. КоАП РФ являются должностные лица, ответственные за состояние дорог. Беляков *.*. работает в должности дистанционного мастера Усть-Куломского ДРСУч – филиала ОАО «Коми дорожная компания» в соответствии с приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-лс и ответственен за содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений по направлению автодороги <адрес> (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-п).

Зимнее содержание дороги зависит от погодно-климатических условий района ее прохождения. Работы осуществляются на плановой основе из расчета ресурсов на борьбу с зимней скользкостью, для чего необходима климатологическая (режимно-справочная) информация. Для оперативной организации работ, выбора вида и норм распределения противогололедных материалов необходимо использовать специализированные прогнозы погоды, штормовые предупреждения, текущую или фактическую метеорологическую информацию.

При рассмотрении дела об административном правонарушении не были установлены и оценены метеорологические данные, документы по организации дежурств ответственных лиц и техники для зимнего содержания дорог, организации связи и взаимодействия, графики производства работ по содержанию дорог на зимний период, график круглосуточных дежурств и патрулирования; взаимодействия структурных подразделений, обеспечивающих работы по содержанию дорог, схемы обслуживаемых
дорог с указанием снегозаносимых и гололедоопасных участков; технологические карты по снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью на дорогах и пр.

Беляков *.*. утверждает, что надлежаще исполнял свои должностные обязанности. ПГМ применялись в соответствии с заданием. На указанном участке россыпь песка осуществлялась 19.11.2011 в плановом порядке с необходимой концентрацией ПГМ. Погодные условия были устойчивые. Без осадков. Высота снежного наката в пределах допустимых нормативных значений. Оснований для оперативного реагирования не имелось. 24.11.2011 в плановом порядке выполнялись работы в районе <адрес>, на значительном удалении от населенного пункта <адрес>. Внешняя связь с участком отсутствовала. Никаких сообщений о ДТП и работах оперативного характера он не получал.

Возражения Белякова *.*. подтверждают записи в путевых листах и учетном журнале, а также документация по техническому и ежемесячному заданиям. Порядок прохождения информации и выполнение должностных обязанностей оперативным дежурным, другими ответственными должностными лицами в связи с сообщением о причинах и условиях, способствующих ДТП, не проверены.

Протокол осмотра места ДТП не представлен. В процессуальных документах дела объективные данные о наличии зимней скользкости не описаны. В актах необходимые характеристики не отражены. Носитель с информацией о результатах фотосъемки и результатах измерений в деле отсутствуют. Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении допущена ошибка в части указания нормативных требований. Ссылка на пункт 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 отсутствует. Указание на нарушение пункта 3.1.5 ГОСТ Р 50597-93 к нормативным требованиям по ликвидации зимней скользкости отношения не имеет.

Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, в том числе не приняты меры к выяснению всех имеющих значение обстоятельств в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ.
Неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. В связи с истечением давностных сроков (ст. 4.5. КоАП) и в силу положений о презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) считать доказанной вину мастера Белякова *.*. оснований не усматривается.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 24.5 ч. 1 п. 3, 30.7 ч. 1. п. 3 КоАП РФ,

Решил:

Постановление № от 08.12.2012 начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району Каримова *.*. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ в отношении мастера Усть-Куломского дорожного ремонтно-строительного участка Белякова *.*. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его провозглашения с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Судья