Арбитражная практика

О возложении обязанности по сбору и вывозу бытовых отходов. Решение от 16 марта 2012 года № 2-133/2012. Республика Коми.

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе:

судьи Сухопарова *.*.,

при секретаре Аникиной *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации сельского поселения «<данные изъяты>», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» об обязании организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку свалки бытовых отходов,

Установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «<данные изъяты>» об обязаниии организовать сбор и вывоз свалки древесных и бытовых отходов, располагающейся на административной территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> м от <адрес>, за границей населенного пункта, а также обязать администрацию МО МР «Сыктывдинский» организовать утилизацию и
переработки указанной свалки древесных и бытовых отходов в срок до 01.09.2012.

В судебном заседании прокурор Борисов *.*. настаивал на заявленных требованиях. При этом указал, что в ходе проверки, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, установлено место несанкционированной свалки древесных отходов, в том числе от разборки деревянных строений и отходов лесопиления, отходов бытовой техники, относящихся к 4-5 класса опасности, располагающейся на территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> м от <адрес>, за границей населенного пункта, входящей в административную территорию муниципального района «Сыктывдинский», что привело к загрязнению и ухудшению состояния окружающей среды. Кроме того, неисполнение возложенных на администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» и администрацию МО МР «Сыктывдинский» обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального района на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным просит удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «<данные изъяты>» Ермолин *.*. с исковыми требованиями согласился, пояснив, что выполнит требования по сбору и вывозу отходов на свалку в г. Сыктывкаре, поскольку у администрации МО МР «Сыктывдинский» заключен соответствующий договор на вывоз отходов.

Представитель ответчика администрации МО МР «Сыктывдинский Абрасева *.*. с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, считает, что администрация района не обязана организовывать сбор и вывоз мусора на территории сельского поселения «<данные изъяты>».

Заслушав объяснения прокурора, ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд находит требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на административной территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> м от <адрес>, за границей населенного пункта, на открытом участке территории выявлена свалка отходов производства и потребления. Свалка расположена за гаражами
<адрес> торгового предприятия, по правой стороне грунтовой дороги, ведущей от <адрес> к р. <данные изъяты>. Протяженность свалки составляет 100 м, ширина – 30 м, площадь – 0, 3 га, объем складированных отходов не менее 20-30 куб м, которые расположены непосредственно на почве и относящиеся к 4-5 классам опасности.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления закреплены в п. 13. ч. 1 ст. 8 Устава МО МР «Сыктывдинский».

Из положений 2, 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель, а также обязаны проводить ликвидацию последствий загрязнения и захламления земель.

Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

В ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ определено, что содержание территорий городских и
сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом организацию деятельности в части обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления.

В силу ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. Определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно п. 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных 30.05.2011, полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.

Полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 должны быть размещены за пределами жилой зоны, на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями правил и нормативов.

Из экспертного заключения № 4 от 21.12.2011 следует, что обнаруженная свалка отходов на открытом участке территории оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды, нарушает естественный природный ландшафт, ухудшает экологическую и санитарную обстановку на территории сельского поселения «<данные изъяты>».

Таким образом, невыполнение администрацией сельского поселения «<данные изъяты>» и администрацией МО МР «Сыктывдинский» возложенных действующим законодательством обязанностей по сбору, вывозу утилизации и переработки отходов производства и потребления, приводит к нарушению прав и законных интересов жителей на охрану
здоровья, благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Обязать администрацию сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.09.2012 организовать сбор и вывоз свалки древесных и бытовых отходов, относящихся к категории отходов 4-5 класса опасности, располагающейся на административной территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> м от <адрес>, за границей населенного пункта, входящую в административную территорию муниципального района «Сыктывдинский».

Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в срок до 01.09.2012 организовать утилизацию и переработку свалки древесных и бытовых отходов, относящихся к категории отходов 4-5 класса опасности, располагающейся на административной территории сельского поселения «<данные изъяты>», в <данные изъяты> м от <адрес>, за границей населенного пункта, входящую в административную территорию муниципального района «Сыктывдинский».

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья *.*. Сухопаров