Арбитражная практика

О признании незаконным решения жилищной комиссии о снятии с жилищного учета и обязании восстановить на учете. Решение от 27 марта 2012 года № 2-79. Брянская область.

Злынковский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Королевой *.*.,

при секретаре - Худяковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калиничевой *.*. к Злынковской городской администрации о признании незаконным решения о снятии с жилищного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании восстановления на учёте, признании права на получение жилья по договору социального найма,

Установил:

Калиничева *.*. обратилась с указанным иском к ответчику, в котором просит признать незаконными Решение жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата года № об исключении её из списка граждан, нуждающихся в получении жилья, с возложением на ответчика обязанности
восстановить её в списке очередников, а также признать её право на получение жилья по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности Шевцов *.*. уточнил исковые требования и просил признать незаконными Решение жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата года № об исключении Калиничевой *.*. из списка граждан, нуждающихся в получении жилья и восстановить Калиничеву *.*. в очереди на получение жилья с даты принятия на жилищный учет.

Истица Калиничева *.*. в судебном заседании поддержала измененные требования и пояснила, что Решением жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата года ей была выделена квартира <адрес>. Однако, она не заселялась туда, так как там отсутствовало отопление. Когда она обратилась с просьбой о помощи в установлении отопления, либо выделении ей такой же равноценной квартиры, Злынковской городской администрацией было отказано. Дата года администрацией было направлено письмо, в котором указывалось, что её сняли с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что она на праве собственности имеет квартиру в г.Брянске. Она действительно в 2004 году получила по наследству от родителей данную квартиру, однако, не проживает в ней, там зарегистрирована и проживает её дочь.

Сама она с 1993 года никуда не выезжала из <адрес>, уезжать в Брянск не собирается. Каждый год она проходила перерегистрацию, обновляла пакет документов.

В настоящее время она зарегистрирована на <адрес>, которая выделялась её мужу. Документов на квартиру не имеется. Квартира плохая, без удобств, приватизировать они её не собирались. До января 2012 года её право на получение жилья не оспаривалось.

Просит суд признать незаконными Решение
жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата года № об исключении Калиничевой *.*. из списка граждан, нуждающихся в получении жилья, восстановить Калиничеву *.*. в очереди на получение жилья с даты принятия на жилищный учет, т.е. с Дата.

Представитель ответчика - заместитель главы Злынковской городской администрации Ладутько *.*. исковые требования не признал, просил ей отказать в иске, пояснив, что на жилищной комиссии было принято Решение о предоставлении Калиничевой *.*. кв. <адрес>, однако, она попросила отменить данное Решение и выделить ей квартиру <адрес>, что было выполнено. Затем они узнали, что у Калиничевой *.*. имеется в собственности квартира в г.Брянске, что и послужило основанием для снятия её с жилищного учета.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы гражданского дела, представленные доказательства, и, дав всему надлежащую оценку, пришел к нижеследующему.

В соответствие с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления прав на жилище.

В силу ч.3 ст.1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина могут быть признаны судом недействительными.

Право оспорить гражданином в суде Решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено ст.254 ГПК РФ.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, изложенных в п.6 Постановления от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.

Как установлено в суде и не оспаривается ответчиком, Калиничева *.*. состоит на жилищном учете в г.Злынка Брянской области с Дата года (л.д.27), когда жилищные правоотношения регулировались нормами Жилищного Кодекса РСФСР, который был признан утратившим силу с 1 марта 2005года Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»(Вводный закон).

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 6 названного Федерального Закона, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном
Жилищным кодексом РФ, с учетом положений указанной выше части.

Из этого следует, что за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма право сохраняется и после 1 марта 2005 года и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п.п. 1, 3-6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как и следует из распоряжения главы Злынковской городской администрации № от Дата.(л.д.44), на основании решения жилищной комиссии Злынковской городской администрации (протокол №.) Калиничева *.*. снята с учета в качестве нуждающееся в жилых помещениях в соответствии с ч.1 ст.6 Закона РФ от 29.12.2004г. №189 ФЗ «О ведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»- в связи с утратой оснований, которые в соответствии с ЖК РСФСР давали ей право на улучшение жилищных условий - ни по одному из указанных в ЖК РСФСР оснований гр.Калиничева *.*. права на улучшение жилищных условий не имеет.

23.01.2012г. Калиничевой *.*. главой Злынковской администрации было направлено письмо о снятии её с очереди в связи с вновь открывшимися обстоятельствами - наличием в собственности квартиры в г.Брянске(л.д.45).

Согласно протоколу заседания и решению жилищной комиссии администрации Злынковского городского поселения № от Дата года, представленного ответчиком суду, Калиничева *.*. была исключена из списка граждан, нуждающихся в получении жилья, в связи с тем, что имеет в собственности квартиру в г.Брянск, а также имеет квартиру <адрес>.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 01.12.2009г. №1549-О-П, положения ч.2
ст.6 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» не предполагают возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005г. принятых на жилищный учет, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на учет, т.е. по п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.

Таким образом, действия ответчика, основанные на требованиях п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ при снятии с жилищного учета истицы, являются незаконными.

Принимая во внимание, что истица встала на жилищный учет до 1 марта 2005г., не реализовала до настоящего времени своё право на получение жилого помещения по договору социального найма, как это установлено судом, при решении вопроса о снятии её с очереди на получение жилого помещение в силу ч.2 ст.6 Вводного Закона ответчику необходимо было учитывать положения Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период принятия её на очередь в г.Злынка по месту жительства.

В силу требований ст.32 Жилищного Кодекса РСФСР снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрено в случаях:

улучшения жилищных условий;

выезда на другое постоянное место жительства;

3)выявления в документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий;

прекращение трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если состоят на учете по месту работы.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Вместе с тем, ответчиком не представлено суду доказательств, с бесспорной очевидностью подтверждающих наличие оснований, предусмотренных ст.32 ЖК РСФСР, для снятия Калиничевой *.*. с жилищного учета, а также опровергающих право истицы на получение жилья в г.Злынка на момент постановки на жилищный
учет в 1995г.

При таких обстоятельствах Решение жилищной комиссии от Дата года и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата года нельзя признать законными, т.к. они противоречат ч.3 ст.1 ЖК РФ и нарушают права истицы.

В связи с изложенным, суд считает, что требования Калиничевой *.*. о признании решения жилищной комиссии и распоряжения Злынковской городской администрации об исключении её из списка граждан, нуждающихся в получении жилья и восстановлении в очереди на получение жилья с момента постановки на жилищный учет с 03.04.1995г. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Удовлетворить иск Калиничевой *.*. к Злынковской городской администрации о признании незаконным Решение жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата № в части исключения её из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на очереди на получение жилья с даты постановки на жилищный учет удовлетворить.

Признать незаконным Решение жилищной комиссии Злынковской городской администрации от Дата и распоряжение Злынковской городской администрации от Дата № в части исключения Калиничевой *.*. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Восстановить Калиничеву *.*. на очереди на получение жилья с даты принятия на жилищный учет, т.е. с Дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Злынковский районный суд в течение месяца.

Председательствующий : судья *.*. Королева