Арбитражная практика

О признании бездействия Совета депутатов муниципального района незаконным. Решение от 15 сентября 2011 года №. Московская область.

15 сентября 2011 года Рузский районный суд Московской области в составе:
Ф.И.О. *.*.,

При секретаре Золотовой *.*.,

С участием прокурора Ржевской *.*.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Совета депутатов.... муниципального района <адрес> по непринятию мер к устранению коррупциогенных факторов из Устава.... муниципального района незаконным и обязании устранить данный фактор,

Установил:

Рузский городской прокурор <адрес>, обращаясь в Рузский районный суд <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, просит суд признать бездействие Совета Депутатов.... муниципального района <адрес> по непринятию мер к устранению коррупциогенных факторов из Устава.... муниципального района незаконным. Обязать Совет депутатов.... муниципального
района <адрес> устранить коррупциогенный фактор в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивированы тем, что Рузским городским прокурором при осуществлении надзора за правоприменительной практикой нормативных актов в 2010 году в положениях Устава.... муниципального района <адрес> выявлен коррупциогенный фактор.

Установлено, что в Устав в связи с отсутствием условий и порядка реализации пп. 5, п.6 ст.16, в соответствии с которым в обязательном порядке на местный референдум должны вноситься вопросы об отчуждении и приобретении объектов муниципальной собственности, имеющих жизненно важное значение для населения муниципального района, содержит в себе широту дискреционных полномочий при отсутствии или неопределенности условий или оснований для принятия решений об отнесении объектов муниципальной собственности к имеющим жизненно важное значение, что устанавливает, по мнению заявителя, для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Так, по мнению прокурора, без определения таких условий и оснований любые объекты муниципальной собственности района органами местного самоуправления могут отчуждаться без проведения референдума, а также может быть отказано в отчуждении любого муниципального имущества, со ссылкой на его жизненно важное значение и необходимость проведения референдума. В этом заявитель усматривает наличие коррупциогенного фактора, нарушающего права неопределенного круга лиц.

С целью устранения такого фактора Рузским городским прокурором в Совет депутатов.... муниципального района <адрес> <дата> внесено требование об его устранении, в котором содержатся конкретные рекомендации для этого. Требование рассмотрено на Совете депутатов <дата> и признаны обоснованными, приняты к исполнению. Между тем, до настоящего времени Советом депутатов.... муниципального района <адрес> конкретных мер по устранению коррупциогенных факторов не принято, чем допускается бездействие, которым нарушаются права неопределенного круга
лиц.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении.

Представитель Совета депутатов.... муниципального района <адрес> возражал против заявленных требований, полагая их необоснованными.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 68 ГПК РФ, объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, Решение суда должно быть законным и обоснованным.

Суд основывает Решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает Решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 9.1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд
в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 года № 96), коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

определение компетенции по формуле “вправе“ - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

В соответствии со ст. 11 Устава.... муниципального района <адрес>, под вопросами
местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района, имеющие межпоселенческий характер, отнесенные действующим законодательством на уровень муниципального района.

Решение вопросов местного значения осуществляется населением (жителями) и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, другими федеральными законами, Уставом и законами Московской области, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

В соответствии с пп. 5, п.6 ст.16 Устава, местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением (жителями) муниципального района вопросов местного значения, находящихся в ведении муниципального района, путем голосования по конкретной проблеме.

Местный референдум проводится на всей территории муниципального района.

В обязательном порядке на местный референдум должны выноситься вопросы:

об отчуждении и приобретении объектов муниципальной собственности, имеющих жизненно важное значение для всего населения муниципального района;

В соответствии со ст. 26 Устава, совет депутатов муниципального района является представительным коллегиальным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального района.

В соответствии со ст. 28 Устава, в исключительной компетенции Совета депутатов муниципального района находится:

принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений;

определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района;

По делу установлено, что Рузским городским прокурором осуществлялся надзор за правоприменительной практикой нормативных актов в 2010 году в положениях Устава.... муниципального района <адрес>.

В ходе данной проверки, по мнению прокурора, установлено, что в Устав в связи с отсутствием условий и порядка реализации пп. 5, п.6 ст.16,
в соответствии с которым в обязательном порядке на местный референдум должны вноситься вопросы об отчуждении и приобретении объектов муниципальной собственности, имеющих жизненно важное значение для населения муниципального района, содержит в себе широту дискреционных полномочий при отсутствии или неопределенности условий или оснований для принятия решений об отнесении объектов муниципальной собственности к имеющим жизненно важное значение, что устанавливает, по мнению заявителя, для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.

Так, по мнению прокурора, без определения таких условий и оснований любые объекты муниципальной собственности района органами местного самоуправления могут отчуждаться без проведения референдума, а также может быть отказано в отчуждении любого муниципального имущества, со ссылкой на его жизненно важное значение и необходимость проведения референдума. В этом заявитель усматривает наличие коррупциогенного фактора, нарушающего права неопределенного круга лиц.

С целью устранения такого фактора Рузским городским прокурором в Совет депутатов.... муниципального района <адрес> <дата> внесено требование об его устранении, в котором содержатся конкретные рекомендации для этого. Требование рассмотрено на Совете депутатов <дата> и признаны обоснованными, приняты к исполнению. Между тем, до настоящего времени Советом депутатов.... муниципального района <адрес> конкретных мер по устранению коррупциогенных факторов не принято, чем допускается бездействие, которым нарушаются права неопределенного круга лиц.

С учетом изложенных обстоятельств дела, требований вышеперечисленных норм права и представленных доказательствах, суд находит заявленные требования обоснованными, поскольку имеет место быть отсутствие в Уставе (или ином нормативном акте.... муниципального района <адрес>) условий или оснований для принятия решений об отнесении объектов муниципальной собственности к имеющим жизненно важное значение (по положениям пп5 п.6 ст. 16 Устава.... муниципального района <адрес>).

Это, по
мнению суда, действительно, устанавливает для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, поскольку без определения условий и оснований любые объекты муниципальной собственности района органами местного самоуправления могут отчуждаться без проведения референдума, а также может быть отказано в отчуждении любого муниципального имущества, со ссылкой на его жизненно важное значение и необходимость проведения референдума. Поэтому имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 9.1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Рузского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия Совета депутатов.... муниципального района <адрес> по непринятию мер к устранению коррупциогенных факторов из Устава.... муниципального района незаконным и обязании устранить данный фактор удовлетворить.

Обязать Совет депутатов.... муниципального района <адрес> устранить коррупциогенный фактор в течение 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано и (или) опротестовано в Московский областной суд через Рузский районный суд Московской области в течение 10 дней.
Ф.И.О. *.*.