Арбитражная практика

Решение от 31 января 2012 года № 2-1288/2012. Решение от 31 января 2012 года № 2-1288/2012. Свердловская область.

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Тельминова *.*.,

при секретаре Чернавских *.*.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Чиканцева Владимира к администрации города Екатеринбурга и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

Установил:

Прокурор Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Чиканцева *.*. обратился в суд с иском к администрации города Екатеринбурга и Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга от <дата обезличена> Чиканцев *.*. поставлен на учет в качестве
нуждающегося в жилом помещении, а также включен в список малоимущих детей-сирот с постановкой в очередь по внеочередному списку по<адрес обезличен>.

До настоящего времени благоустроенное жилое помещение ему не предоставлено. Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от <дата обезличена> <номер обезличен> на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета и утвержден порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В связи с чем, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложена обязанность по приобретению (строительству) жилого помещения для последующей передачи в муниципальную собственность, а на администрацию г. Екатеринбурга - обязанность по предоставлению такого жилого помещения по договору социального найма Чиканцеву *.*.

Прокурор Бякшев *.*. и истец Чиканцев *.*. иск поддержали.

Ответчики Министерство строительства и архитектуры Свердловской области и администрация города Екатеринбурга, третьи лица ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (ранее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» и администрация Орджоникидзевского района города
Екатеринбурга в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В отзыве ответчик администрация города Екатеринбурга с иском не согласилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие и указала, что обязанность у администрации города Екатеринбурга по обеспечению жилым помещением Чиканцева *.*. возникает только после передачи Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения в муниципальную собственность для предоставления его указанному гражданину, и только после этого у администрации города Екатеринбурга возникает обязанность по заключению с последним договора социального найма на переданное жилое помещение (л. д. 42-43).

Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников, изучив гражданское дело, суд Установил следующие обстоятельства.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с
установленными законом нормами.

При этом перечисленные нормы Конституции Российской Федерации непосредственно не устанавливают какой-либо определенный порядок реализации установленных ими прав и не предполагают возможность по собственному усмотрению выбирать порядок реализации установленных ими прав.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого
помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным Решением.

На основании ст. ст. 15, 16, 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании
службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Истец Чиканцев *.*. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является воспитанником школы -интерната и после окончания пребывания в образовательном учреждении жильем не обеспечен, что подтверждается Постановлением главы администрации Железнодорожного района от <дата обезличена> <номер обезличен>, справкой <номер обезличен> от <дата обезличена>, свидетельством о рождении, Решением Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от <дата обезличена>, ответами за запрос из ЕМУП БТИ и Управления Росреестра по Свердловской области об отсутствии имущества (л. д. 15, 16, 17, 18, 20, 21).

<дата обезличена> распоряжением Главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга <номер обезличен> Чиканцев *.*. принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья по договору социального найма в общий список <номер обезличен>, по внеочередному списку по категории: дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, очередь <номер обезличен> (л. д. 26-26, 37-38, 39-41).

Таким образом, судом установлено, что Чиканцев *.*. относится к числу лиц, имеющих в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей» право на дополнительные гарантии - предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Согласно определению Верховного суда РФ от <дата обезличена> <номер обезличен> учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в улучшении жилищных условий противоречит федеральному законодательству. Действующим законодательством не установлен даже порядок постановки на учет граждан данной категории, требуется только факт обращения для реализации установленной законом гарантии по обеспечению жилым помещением.

В силу ст. 8 Федерального Закона от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен> на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Этим же Постановлением определено, что в 2011-2015 годах обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета. Получателем средств областного бюджета является СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства». Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в
казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после их распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Доказательства того, что истцу в установленном законом порядке было предоставлено жилое помещение, суду не представлены, поэтому суд приходит к выводу, что имеется нарушение прав Чиканцева *.*. по предоставлению ему жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В силу ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социально найма, и других факторов.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Постановлением Главы г. Екатеринбурга от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, действующей на территории муниципального образования «<адрес обезличен>»
размер предоставляемого жилья должен быть не менее 16 кв. м. общей площади на одного человека.

Таким образом, учитывая, что истец временно зарегистрирован и проживает на территории <адрес обезличен>, то ему должно быть предоставлено жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иными требованиями законодательства, общей площадью на одного человека не менее 16 кв. м.

Поэтому суд полагает необходимым указать в решении, что ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области обязан передать благоустроенное жилое помещение в собственность муниципального образования «город Екатеринбург», так как только после принятия жилого помещения в муниципальную собственность администрация города Екатеринбурга сможет выполнить возложенную на нее обязанность по предоставлению жилого помещения истцу и заключению договора социального найма.

По смыслу закона на органы местного самоуправления обязанность может быть возложена только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Учитывая, что в администрация города Екатеринбурга в полном объеме исполнила свою обязанность по постановке на учет и формированию списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который включила Чиканцева *.*., а условия для предоставления Чиканцеву *.*. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 16 кв. м., за счет средств государственного бюджета, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в г.
Екатеринбурге еще не наступили, в иске к администрации города Екатеринбурга надлежит отказать.

Следовательно, исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга в интересах Чиканцева *.*. являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств Свердловской области жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, общей площадью на одного человека не менее 16 кв. м. для передачи в муниципальную собственность с целью его предоставления Чиканцеву Владимиру

В удовлетворении иска прокурора Кировского района г. Екатеринбурга в интересах Чиканцева Владимира к администрации города Екатеринбурга отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья *.*. Тельминов