Арбитражная практика

Решение от 02 апреля 2012 года № А49-6771/2011. По делу А49-6771/2011. Пензенская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 440000, г. Пенза, ул. Кирова, д. 35/39, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96, Email: info@penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Пенза Дело № А49-6771/2011

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2012 года.

В полном объеме Решение изготовлено 02 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Стрелковой *.*., судей Учаевой *.*., Головановой *.*.

при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи Овчинниковой *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

заместителя прокурора Пензенской области

к Пензенской городской Думе,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора:

Администрация г. Пензы,

Правительство Пензенской области,

общество с ограниченной ответственностью «Серебряный бор» (ОГРН 1025801354787),

лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий имени
*.*. Володарского» (ОГРН 1025801105879),

лечебно-профилактическое учреждение санаторий имени *.*. Кирова (ОГРН 1025801107166), о признании недействующим Решения Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы» в редакции Решения Пензенской городской Думы от 24 июня 2011 года № 656-29/5 в части неотображения в Карте градостроительного зонирования города Пензы (приложение № 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5) границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов п. Ахуны,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Беляковой *.*. – старшего помощника прокурора (служебное удостоверение),

от ответчика – Фунякина *.*. – главного специалиста юридического отдела (доверенность от 16.01.2012 года № 01-9),

от третьего лица Администрации города Пензы – Резяпкина *.*. – главного специалиста отдела правового обеспечения градостроительной деятельности (доверенность от 23.01.2012 года № 1-14-85),

от третьего лица ООО «Серебряный бор» - Блиновой *.*. – представителя (доверенность от 02.03.2012 года), Ротановой *.*. – представителя (доверенность от 24.01.2012 года),

от третьих лиц Правительства Пензенской области, ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского», ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова – не явились, извещены,

Установил:

заместитель прокурора Пензенской области (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействующим Решения Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы» в редакции Решения Пензенской городской Думы от 24 июня 2011 года № 656-29/5 (далее – Правила землепользования и застройки г. Пензы) в части неотображения в Карте градостроительного зонирования города Пензы (приложение № 2 к Решению Пензенской городской
Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5) границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов п. Ахуны.

Прокурор полагает, что неотображение в Карте градостроительного зонирования города Пензы, являющейся приложением № 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5, границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов п. Ахуны не соответствуют пункту 4 статьи 1, части 3 статьи 4, частям 1 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 16 и 22 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Постановлению Совета Министров РСФСР от 28.12.1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени *.*. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе», Постановлению Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения». Неотображение в Правилах землепользования и застройки г. Пензы (в Карте градостроительного зонирования) вышеуказанных зон округов и соответствующих ограничений в использовании земель особо охраняемых природных территорий влечет негативные последствия для субъектов предпринимательской деятельности, связанные с отсутствием достоверной информации о разрешенном использовании расположенных в зонах санитарной охраны земельных участков, что приводит, с одной стороны, к незаконному выделению органом местного самоуправления земельных участков хозяйствующим субъектам, а, с другой стороны, к невозможности освоения данных земельных участков по причине ограниченности их в обороте. Использование земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов не по целевому назначению,
приводящее в конечном итоге к загрязнению окружающей среды, также может негативно отразиться на сфере курортного лечения и отдыха, и непосредственно на деятельности самих санаториев – профилакториев.

Пензенская городская Дума представила отзыв по делу, в котором возражает против требований прокурора, ссылаясь на отсутствие сведений об установлении границы и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны со стороны органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительства Пензенской области) и о конкретном размере подлежащей установлению границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Ахуны в г. Пензе, порядке его определения, а также о надлежащем органе, в чью компетенцию входит осуществление данных мероприятий (т. I л.д. 49-50).

Определением суда от 25 октября 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Администрация города Пензы и Правительство Пензенской области.

Определением суда от 17 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ООО «Серебряный бор», ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского» и ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова.

Администрация города Пензы представила отзыв по делу, в котором возражает против требований прокурора, ссылаясь на отсутствие сведений о зонах с особыми условиями использования в Государственном кадастре недвижимости (т. I л.д. 51-52).

Правительство Пензенской области представило отзыв по делу, в котором полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению, просит рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. Представитель Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела.

ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского» представил отзыв по делу, в котором поддерживает требования прокурора (т. II л.д. 13-14). О
дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова представил отзыв по делу, в котором поддерживает требования прокурора (т. II л.д. 83). О дате, времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило.

Присутствующие в судебном заседании представители заявителя, ответчика и третьих лиц Администрации города Пензы и ООО «Серебряный бор» не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц Правительства пензенской области, ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского» и ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова.

На основании части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам в отсутствие представителей третьих лиц Правительства Пензенской области, ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского» и ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Присутствующий в судебном заседании представитель Пензенской городской Думы возражал против требований прокурора по основаниям, изложенным в отзыве по делу.

Присутствующий в судебном заседании представитель Администрации города Пензы возражал против требований прокурора по основаниям, изложенным в отзыве по делу.

Представитель ООО «Серебряный бор» в судебном заседании поддержал требования прокурора.

Исследовав материалы дела, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд

Установил:

Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени *.*. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе» утверждены границы и режим округа санитарной охраны месторождения минеральных вод
в г. Пензе (Приложение № 4) (т. л.д. 32-35).

Постановлением Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны г. Пенза признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года № 229-13/5 (с изменениями от 24.09.2010 года № 414-21/5, от 21.12.2010 года № 499-24/5, от 24.06.2011 года № 656-29/5) утверждены Правила землепользования и застройки, в составе которых – приложение № 2 Карта градостроительного зонирования. Карта градостроительного зонирования не содержит сведений о наличии на территории города Пензы округа санитарной охраны месторождения минеральных вод и курорта регионального значения Ахуны.

Полагая, что в данной части Решение Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года № 229-13/5 (в редакции от 24.06.2011 года № 656-29/5) не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет
проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Пунктами 1 и 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность определена как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:

создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;

создания условий для планировки территорий муниципальных образований;

обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;

создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя:

порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

карту градостроительного зонирования;

градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 4 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации даны понятия зон с особыми условиями использования территорий и территориальных зон. Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской
Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Согласно частям 1 и 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Принципы государственной политики и отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 23.02.1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (далее – Федеральный закон № 26-ФЗ).

В преамбуле данного федерального закона установлено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

В силу статьи 3 Федерального закона № 26-ФЗ:

природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха;

лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;

курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;

курорт регионального значения - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).

Согласно статье 16 Федерального закона № 26-ФЗ природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Как видно из материалов дела, Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени *.*. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе» утверждены границы и режим округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в г. Пензе (Приложение № 4) (т. л.д. 32-35). В указанный период времени правовой режим курортов, порядок установления курортов и отнесения их к курортам общесоюзного, республиканского и местного значения, был установлен статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик 1968 года, статьей 107 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 года и Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1970 года № 723 «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов, зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха». Постановление Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 года № 83 издано с соблюдением действующего в тот период порядка. Им установлены границы округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в г. Пензе, границы трех зон округа (зона строгого режима, зона ограничений и зона наблюдения), с указанием координат точек данных границ на местности и общей протяженности границ. Данные границы определены на основании геологических, инженерных и научных исследований и изысканий, их обоснование изложено в проекте «Округ санитарной охраны санатория им. *.*. Володарского в г. Пензе», разработанном проектным институтом «Курортпроект» при Центральном Совете по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС 1985 год. Границы округа нанесены на «Карту района санатория им. *.*. Володарского с границами 1, 2 и 3 зон округа санитарной охраны». Указанные документы позволяют точно установить местоположение округа санитарной охраны в поселке Ахуны города Пензы. Данный проект согласован со всеми органами власти и управления, а также иными заинтересованными лицами на территории города Пензы (т. I л.д. 36, 71-100).

Постановлением Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны г. Пенза признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Постановление Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 года № 83 и Постановление Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП действовали на 22.12.2009 года (на дату принятия Пензенской городской Думой Решения № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы») и действуют до настоящего времени. На указанной территории осуществляют лечебную и лечебно-профилактическую деятельность с использованием природных лечебных ресурсов ООО «Серебряный бор», ЛПУ «Санаторий имени *.*. Володарского» и ЛПУ санаторий имени *.*. Кирова.

В связи с изложенным судом не принимаются доводы ответчика об отсутствии сведений об установлении границы и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны со стороны органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Правительства Пензенской области) и о конкретном размере подлежащей установлению границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Ахуны в г. Пензе, порядке его определения, а также о надлежащем органе, в чью компетенцию входит осуществление данных мероприятий.

Суд также находит несостоятельными возражения Администрации города Пензы, основанные на отсутствии сведений о зонах с особыми условиями использования в Государственном кадастре недвижимости со ссылкой на Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Как установлено судом, границы округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в г. Пензе и границы трех зон округа (зона строгого режима, зона ограничений и зона наблюдения) установлены в 1986 году, тогда как Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» вступил в законную силу с 01.03.2008 года и не распространяется на правоотношения, возникшие в 1986 году. Ранее действовал Федеральный закон от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (вступил в законную силу 11.07.2000 года), пунктом 4 статьи 26 которого было установлено, что он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

При этом ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом № 26-ФЗ осуществление кадастрового учета не предусмотрено в качестве обязательного условия установления и существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Кроме того, государственный кадастр недвижимости согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» одним из принципов ведения государственного кадастра недвижимости является ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Иными словами, государственный кадастр недвижимости является техническим документом, носящим информационный характер. Неполнота и недостоверность сведений Государственного кадастра недвижимости, равно как и ненадлежащее межведомственное взаимодействие при внесении в него сведений, не могут служить основанием для игнорирования законно установленных и объективно существующих зон с особыми условиями использования территорий.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше требований пунктов 4, 7, 8 статьи 1, статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов поселка Ахуны в городе Пензе должны быть отражены в Карте градостроительного зонирования, являющейся приложением № 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года № 229-13/5.

Между тем из материалов дела усматривается, что Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года № 229-13/5 (с изменениями от 24.09.2010 года № 414-21/5, от 21.12.2010 года № 499-24/5, от 24.06.2011 года № 656-29/5) утверждены Правила землепользования и застройки, в составе которых – приложение № 2 Карта градостроительного зонирования. Карта градостроительного зонирования не содержит сведений о наличии на территории города Пензы округа санитарной охраны месторождения минеральных вод и курорта регионального значения Ахуны. На Карте градостроительного зонирования (т. I л.д. 61) на территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов поселка Ахуны предусмотрено размещение жилой зоны (малоэтажная жилая застройка 1-3 этажа), тогда как в соответствии с приведенными выше нормами законодательства, на данных территориях запрещается какая-либо деятельность, не связанная с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, а также размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Наличие округа санитарной (горно-санитарной) охраны поселка Ахуны на Карте градостроительного зонирования не отражено.

Указанное Решение опубликовано в газете “Пензенский городской вестник“, № 1 от 15.01.2010 года, процедура его принятия соблюдена, что установлено Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13 мая 2011 года по делу № А49-7640/2010 по спору между теми же сторонами, и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит доказыванию вновь в рамках настоящего дела. Решение является действующим нормативным правовым актом.

Суд соглашается с доводами прокурора о том, что неотображение в Карте градостроительного зонирования зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны поселка Ахуны порождает правовую неопределенность в порядке использования данной территориальной зоны, что влечет негативные последствия для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие достоверной информации о разрешенном использовании расположенных в зонах санитарной охраны земельных участков предоставляет муниципальным органам необоснованную широту усмотрения как для предоставления земельных участков в указанной зоне, так и для отказа в их предоставлении. При этом в случае предоставления земельных участков, возможно их использование без учета установленного законом ограниченного режима использования, что может привести к загрязнению окружающей среды и причинению иного вреда природным лечебным ресурсам и негативно отразиться на деятельности лечебно-профилактических учреждений, использующих эти ресурсы по прямому назначению в своей деятельности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Решение Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы» в редакции Решения Пензенской городской Думы от 24 июня 2011 года № 656-29/5 в части неотображения в Карте градостроительного зонирования города Пензы (приложение № 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5) границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов п. Ахуны, не соответствует законодательным и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Постановлению Совета Министров РСФСР от 28.12.1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени *.*. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе», Постановлению Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения», и подлежит признанию недействующим в указанной части.

Согласно частям 4 и 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку заявитель и ответчик освобождены от уплату государственной пошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса российской Федерации, государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

признать недействующим Решение Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Пензы» в редакции Решения Пензенской городской Думы от 24 июня 2011 года № 656-29/5 в части неотображения в Карте градостроительного зонирования города Пензы (приложение № 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22 декабря 2009 года № 229-13/5) границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов п. Ахуны, как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», Постановлению Совета Министров РСФСР от 28.12.1986 года № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени *.*. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе», Постановлению Правительства Пензенской области от 08.02.2000 года № 49-пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа г. Казань) в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий *.*. Стрелкова

Судья *.*. Учаева

Судья *.*. Голованова