Арбитражная практика

Об обязании устранить выявленные нарушения в ИВС. Определение от 16 февраля 2012 года. Республика Башкортостан.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой *.*.

судей Сафина *.*.

Фархутдиновой *.*.

при прокуроре Ишбулатовой *.*.

при секретаре Тарасовой *.*.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе юрисконсульта Отдела МВД России по... Сафина *.*., апелляционному представлению старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Родина *.*. на Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от... года, которым постановлено:

Исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по..., Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания удовлетворить частично.

Признать бездействие руководства отдела МВД России по..., выразившееся в непринятии должных мер по
созданию необходимых санитарных и бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей незаконным.

Обязать отдел МВД России по... в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью; разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара; установить систему (установку) оповещения людей о пожаре; оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания; выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров; оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением; смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые; выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности; обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала; оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией; оборудовать ИВС дезинфикационными камерами для обработки постельных принадлежностей и белья подозреваемых и обвиняемых и душем.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора отказать.

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой *.*., судебная коллегия

Установила:

И.о. Туймазинского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОВД по... и... об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания ОВД по... и..., просил суд: признать бездействие руководства ОВД по... и... выразившееся в непринятии должных мер по устранению выявленных нарушений в деятельности ИВС, создании необходимых санитарных и бытовых условий для содержания граждан незаконными, обязать ОВД по...
и...:

-оборудовать кабинет для фельдшера с процедурной;

-вести учет больных с тяжелыми заболеваниями лечения ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний;

-получить лицензию на осуществление медицинской деятельности;

-освободить помещения изолятора временного содержания от легковоспламеняющихся предметов- хозяйственного инвентаря.

В ходе производства по гражданскому делу от истца поступило уточнение к исковым требованиям, и.о. Туймазинского межрайонного прокурора просил суд: признать бездействие руководства ОВД по... и... выразившееся в непринятии должных мер по устранению выявленных нарушений в деятельности ИВС, создании необходимых санитарных и бытовых условий для содержания граждан

незаконными; обязать получить лицензию на осуществление медицинской

деятельности оборудовать кабинет для фельдшера с процедурной; вести учет больных с тяжелыми заболеваниями лечения ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; освободить помещения изолятора временного содержания от легковоспламеняющихся предметов - хозяйственного инвентаря. Приостановить деятельность ИВС ОВД по... и... до устранения нарушений указанных в акте проверки условий содержания изолятора временного содержания ОВД по... и... от... года.

Решением Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от... года в удовлетворении искового заявления Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостна в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД России по..., Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания отказано.

Кассационным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от... года Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от... года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении истцом исковые требования были уточнены, Туймазинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан просил суд:

Признать бездействие руководства ОВД по... и..., выразившееся в непринятии должных мер по созданию необходимых санитарных и бытовых условий для лиц, содержащихся под стражей незаконными;

Обязать Отдел МВД России по...:

-получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью;

-оборудовать ИВС Отдела МВД России по...
кабинет для фельдшера с процедурной;

-вести учет больных, поступивших в ИВС с тяжелыми заболеваниями лечения ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний;

-разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара;

-установить систему (установку) оповещения людей о пожаре;

-оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного

состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией;

-обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания;

-выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров;

-оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением;

-смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые;

-выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности;

-обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами

фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые

должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного

персонала;

-оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией; санпропускником и дезинфикационными камерами для обработки постельных принадлежностей и белья подозреваемых и обвиняемых, системой принудительной вентиляции камер, душом;

-приостановить деятельность ИВС ОВД по... и г.

... в связи с угрозой безопасности жизни и здоровью

содержащихся в нем лиц, сотрудников ИВС, до полного устранения

выявленных нарушений.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой была проведена проверка технического, санитарного состояния, соблюдения иных условий содержания осужденных и арестованных в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по.... Результаты проверки выявили, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе не соответствуют требованиям Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ №... от... года, а также Инструкции о порядке
медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания в органах внутренних дел, утвержденной совместным Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от... года №.... Так, в изоляторе материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; медицинская деятельность, оказываемая медицинскими работниками ИВС подпадает под обязательное лицензирование; не соблюдаются требования пожарной безопасности.

Судом вынесено вышеприведенное Решение.

В кассационной жалобе юрисконсульта Отдела МВД России по... Сафина *.*., апелляционном представлении старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора Родина *.*. ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, апелляционного представления, выслушав представителя Отдела МВД... Сафина *.*. (доверенность от... года), представителя МВД по РФ Латыпову *.*. (доверенности от... года,... года), прокурора Ишбулатову *.*., судебная коллегия находит Решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания регламентируется Законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Правилами внутреннего распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ от... года №....

Согласно ст. 9 Закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В Правилах внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 содержится перечень предметов обихода, которыми должны быть оборудованы камеры изолятора временного содержания. В частности, в п.45 вышеуказанных Правил указано, что камеры должны
быть оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; бачком для питьевой воды; приточной и/или вытяжной вентиляцией.

Согласно п. 14 Правил внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.

В соответствии с п.11 Приказа МВД РФ, Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» все доставленные для содержания в ИВС лица подвергаются обязательной санитарной обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции (дезинсекции). В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.

Согласно п.47 Правил внутреннего трудового распорядка изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950 не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

Разрешая спор, суд правильно сослался на приведенные нормы права, нормативные правовые акты, и пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении исковых требований Туймазинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к
Отделу МВД России по..., Министерству внутренних дел РФ об обязании устранить выявленные нарушения в изоляторе временного содержания.

Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст.56 ГПК РФ на стороны.

Как следует из материалов дела, помощником Туймазинского межрайонного прокурора была проведена проверка условий содержания изолятора временного содержания ОВД по... и городу Туймазы Республики Башкортостан, в ходе которой выявлены следующие нарушения: материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых выполняется не в полной мере, санитарные и гигиенические нормы в ИВС не соблюдаются; кабинет фельдшера с процедурной отсутствует; не ведется учет больных с тяжелыми заболеваниями ВИЧ, туберкулеза, гепатита, онкологических заболеваний; лицензия на осуществление медицинской деятельности в изоляторе отсутствует; помещения изолятора временного содержания не соответствуют требованиям противопожарных норм и правил.

Доводы кассационной жалобы Отдела МВД России по... о незаконности решения суда в части обязания их в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу получить лицензию на осуществление медицинской деятельностью, судебная коллегия находит не состоятельными в связи со следующим.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Совместным Приказом МВД РФ и Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года N 1115/475 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел. В соответствии с пунктами 1 и 8 данной Инструкции медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и
осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Таким образом, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь, то есть занимаются медицинской деятельностью, лечением и оказанием медицинской помощи.

Порядок лицензирования определенных видов деятельности (в том числе медицинской) регламентирован Законом РФ от 8 августа 2010 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», согласно которому осуществление медицинской деятельности подлежит обязательному лицензированию.

Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из приказа начальника ОВД по... и... от... года, на должность фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по...... с... года принята Хасанова *.*.

Согласно положениям должностной инструкции фельдшера ИВС Отдела МВД России по... Хасановой *.*., утвержденной начальником Отдела МВД России по... полковником полиции Газизуллиным *.*. от... года, медицинский работник ИВС Отдела организует и осуществляет медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Согласно п. 4 раздела 2 должностной инструкции в должностные обязанности фельдшера ИВС Отдела МВД России по... входит: оказание амбулаторной медицинской пом первичной (доврачебной), в том числе неотложной; медико-санитарной помощи; организация оказания скорой медицинской помощи; организация и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении; выполнение рекомендаций и назначений врачей-специалистов и консультантов и т.д. (л.д.94-96).

Указанное выше свидетельствует о том, что медицинская деятельность, оказываемая фельдшером изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по... и... (состоящим в штате ОВД) требует наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности (которая у ответчика отсутствует).

Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда в части обязания отдела МВД России по... в течение шести месяцев со дня вступления решения в
законную силу разработать и на видном месте вывесить план (схему) эвакуации людей в случае пожара; установить систему (установку) оповещения людей о пожаре; оборудовать камеры, хозяйственный блок, помещение личного состава ИПС, вещевой склад автоматической пожарной сигнализацией; обеспечить открытие дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания; выполнить высоту проходов на путях эвакуации более 2 метров, высоту дверей на путях эвакуации более 1,9 метров; оборудовать помещения и коридоры ИВС естественным освещением; смонтировать в коридорах вместо дымовых извещателей тепловые; выполнить отделку в коридорах на путях эвакуации материалом с низкими показателями пожарной безопасности; обеспечить дежурный персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания, которые должны храниться непосредственно на рабочем месте дежурного персонала; оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, бачками для питьевой воды, приточной и вытяжной вентиляцией; оборудовать ИВС дезинфикационными камерами для обработки постельных принадлежностей и белья подозреваемых и обвиняемых и душем, судебная коллегия находит не состоятельными. Указанные доводы являлись предметом обсуждения в суде, им дана соответствующая оценка.

Таким образом, кассационная жалоба отдела МВД России по... не содержит каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела.

Доводы апелляционного представления прокурора об отсутствии в изоляторе ОВД по... медицинского кабинета судебная коллегия находит не обоснованным в связи со следующим.

Согласно выписке из приказа начальника ОВД по... и... от... года, на должность фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД по... и... с... года принята Хасанова *.*. (л.д.93).

Согласно Приказу МВД РФ, Минздрава РФ от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов
внутренних дел» в изоляторе временного содержания должен быть медицинский кабинет. Материалы дела содержат фотографии (л.д.23,24), из которых усматривается наличие в изоляторе медпункта с процедурной. Доказательств обратного истцом в силу ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Довод апелляционного представления о немотивированности судом отказа в удовлетворении исковых требований в части приостановления деятельности ИВС ОВД по... и... до полного устранения выявленных нарушений не соответствует действительности.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора в части приостановления деятельности ИВС, суд первой инстанции сослался на положения ст.1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу ч.2 ст.1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что приостановление деятельности ИВС будет противоречить общественным интересам, и исполнение решения о приостановлении деятельности ИВС до устранения выявленных в нем нарушений может вызвать затруднения, так как при этом остается неясной судьба лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказание в виде административного ареста.

Истцом не представлено доказательств того, что эксплуатация ИВС причиняет вред содержащимся в нем лицам, а также может причинить такой вред в будущем. Прокурором лишь приведены примеры отдельных недостатков в деятельности ИВС, которые устранимы и не могут служить основанием для приостановления его деятельности.

Довод апелляционного представления о принятии судом как допустимого доказательства рапорта и.о. начальника ИВС Фаздалова *.*. о том, что изолятор был освобожден от легковоспламеняющихся предметов – хозяйственного инвентаря. Однако, к данному доказательству суд должен был отнестись критично, поскольку инициировала проверку Туймазинская межрайонная прокуратура, следовательно, акт должен был быть составлен в присутствии сотрудника прокуратуры, судебная коллегия находит не состоятельным. Поскольку, в уточненном исковом заявлении Туймазинского межрайонного прокурора требования об освобождении помещения ИВС от легковоспламеняющихся предметов – хозяйственного инвентаря заявлено не было. Боле того, такого суждения оспариваемое судебное Постановление не содержит.

Иные доводы апелляционного представления не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела. Они являлись предметом обсуждения в суде, им дана соответствующая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное Решение, полно и правильно Установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустил нарушения процессуального закона, оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам жалобы и представления у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от... года оставить без изменения, кассационную жалобу юрисконсульта Отдела МВД России по... Республики Башкортостан Сафина *.*., апелляционное представление старшего помощника Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Родина *.*. - без удовлетворения.

Председательствующий Осетрова *.*.

Судьи Сафин *.*.

Фархутдинова *.*.