Арбитражная практика

О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет как вдовы умершего участника ВОВ. Решение от 13 марта 2012 года № 2-179. Пензенская область.

Каменский городской суд Пензенской области

В составе председательствующего судьи Лавровой *.*.

При секретаре Макеевой Е.Н

С участием представителя истца Рысевой Л.М, представителя администрации...... – Гришаковой Ю.Е

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устиной *.*. к Администрации... о признании постановления администрации...... в части отказа ей в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет – незаконным и отменить его,

Установил:

Устина А.Т обратилась в суд с иском к Администрации...... о признании постановления администрации...... в части отказа ей в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет – незаконным и отменить его. В обосновании заявленного требования указала, что является вдовой умершего,... года
участника Великой Отечественной войны. Ей на праве собственности принадлежит... жилого дома, находящегося по адресу:... В указанном жилом доме она проживает с... года. По её мнению жилье непригодно для проживания, фундамент разрушился, в стенах появились щели, низ стен поражен гнилью, грибком, венцы просели, окна и двери перекошены, стены дома осыпаются, кровля дома находится в неудовлетворительном состоянии.

... года обратилась в администрацию... с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдовы участника ВОВ и постановке на учет.

Постановлением Администрации...... от... года №... ей было отказано на основании п 2. ч1. ст.54 ЖК РФ, что ею представлены документы не подтверждающие её право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Полагает, что отказ в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет является неправомерным, так как она проживает в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям и является непригодным для проживания.

просит суд: Признать Постановление Администрации...... от... года №... «Об отказе в признании её в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма» незаконным и отменить.

Признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны на основании Указа Президента РФ от 07.мая 2008 года с даты подачи заявления о постановке на учет.

В судебное заседание истица не явилась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.

Представитель истицы Рысева Л.М, действующая на основании доверенности №... от... года, выданной сроком до... года исковые требования уточнила, просит суд: признать истицу нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по тем основаниям, что она
проживает в помещении, не отвечающим установленным для жилого помещения требованиям, то есть в соответствии с п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, признать за истицей право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня ее обращения, то есть с... года и обязать администрацию...... надлежащим образом оформить право истицы на предоставление жилого помещения (получения денежного сертификата на приобретение жилья) как вдову участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В судебном заседании поддержала изложенное в исковом заявлении, дополнила, что Согласно ст. 51 ч.1 п. 3 ЖК РФ граждане, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются нуждающиеся в жилых помещениях проживающие в помещении, не отвечающие установленным для жилых помещений требованиям.

Администрация......... Постановлением №... от... года отказали в признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст 54 ЖК РФ. а именно, что истица является собственником... доли домовладения №... по ул.... в г...., площадь которого составляет... кв.м и по результатам обследования межведомственной комиссии при Администрации... домовладение признано пригодным для проживания.

Не согласившись с отказом истице в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, последняя обратилась в специализированную организацию ООО «...» по обследованию технического состояния конструкций жилого дома №... по ул.... в г.....

Обследование жилого помещения показало физический износ дома составляет 71,3 %. и жилой дом непригодным для постоянного проживания.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» истица должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена на учет и обеспечена жильем. Однако реализовать свое право на получение жилья, как вдова умершего инвалида ВОВ, истица не может в силу состоявшихся и оспариваемых ею решений.

Просит суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации... – Гришакова Ю.Е, действующая на основании доверенности №... от... года, исковые требования не признала, в суде пояснила, что истица обращалась к ним с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, как вдову участника ВОВ. Постановлением Администрации...... от... года №... истице было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет на основании п 2 ч 1 ст.54 ЖК РФ, так как истицей не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, а именно Устина А.Т является собственником... доли домовладения №... по ул.... в г...., площадь которого составляет... кв.м и по результатам обследования межведомственной комиссии при Администрации... домовладение признано пригодным для проживания.

Заключение сделанное специалистами, где жилье признано непригодным для проживания, она не оспаривает, но в целом просит суд отказать в удовлетворении иска.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном
ведении РФ и субъектов РФ.

Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, соответствующую их особому правовому статусу и заслугам перед Отечеством, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“. социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты “а“, “в“, “м“) и 72 (пункты “б“, “ж“ части 1).

В соответствии с п 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ “О ветеранах“.

Согласно статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ п.1. Меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“
меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляется в том числе такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из указанного следует вывод о том, что меры социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений указанной категории граждан в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О ветеранах“, могут быть предоставлены только лицам, нуждающимся в их получении. В соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях,
признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Таким образом, Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В силу положений части 1 статьи 254 ГПК РФ
граждане вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления.

Следовательно, граждане вправе оспорить в суде бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решений, связанных с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Заключение строительно-технической экспертизы будет являться одним из доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с п.3 ст 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и ( или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ч.1 ст 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещение, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Часть 2 ст.54 ЖК РФ предусматривает, что Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как установлено судом и
подтверждено материала дела истец Устина А.Т –... года рождения является вдовой участника ВОВ 1941-1945 гг ФИО2, умершего... г ( л.д. №...)

Истец имеет на праве собственности... долю домовладения №... по ул.... в г...., площадь которого составляет... кв.м.

Полагая, что имеет право на признание её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет истица... года обратилась в Администрацию... с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Постановлением Администрации...... №... от... г истице было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основаниям указанным в пункте 2 ч.1 ст 54 ЖК РФ, а именно по основанию, что истица является собственником ? доли домовладения №... по ул.... в г...., площадь которого составляет... кв.м Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы. По результатам обследования межведомственной комиссии при Администрации...... домовладение признано пригодным для проживания.( л.д. №...).

Истица обратился в суд с данным иском.

Рассматривая законность данного постановления суд считает его подлежащим отмене, так как в суде установлено что жилье принадлежащее истице на праве собственности является помещением, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 г.

В соответствии с п. 1 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.06 года N 47 Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок
признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения).

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих, граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

Таким образом, выводы о состоянии жилого дома должны быть основаны на всестороннем исследовании всех факторов, влияющих на безопасность проживания жильцов.

В заключении сделанном ООО «...», после обследования строительных конструкций в жилом доме №... по ул.... в г....... указано.

Фундамент, перекрытия и кровля, деревянные двери и окна признаны в неудовлетворительном состоянии стены дома в ограниченном работоспособном состоянии, состояние полов не вполне удовлетворительное, отмостка вокруг дома отсутствует, что приводит к воздействию атмосферных осадков на основное строение и приводит к разрушению фундамента.

Специалист указывает, что в несущих строительных конструкциях жилого дома №... ( фундамент, несущие и ограждающие стены, стропильная система и покрытие кровли) выявлены деформации и отклонения, что является признаком недостаточного запаса прочности строения в целом.

Категория состояния конструкции фундамента на момент обследования соответствует 5-ой категории – аварийное состояние. Проведение капитального ремонта дома в экономичном плане означает нерациональный объем ремонтно- строительных работ и как следствие значительные и не эффективные затраты на капитальный ремонт. Специалист делает вывод о невозможности безопасной эксплуатации и постоянного проживания в данном строении без проведения капитального ремонта, указывает на физический износ жилого дома 71,3%. ( л.д. №...)

Жилое помещение занимаемое истицей не соответствует требованиям п.10,12,13.15 раздела II и соответствует п.33,п.34 раздела III « Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47.

Согласно п. 33.34 указанного Положения, имеются основания для признания жилого помещения по адресу:...,......, непригодным для проживания.

Данное заключение подтверждает доводы представителя истца данные им в судебном заседании.

Учитывая изложенные обстоятельства, признание иска ответчиком, принятое судом, оценивая все имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования заявленные Устиной *.*. – удовлетворить

Признать незаконным и отменить Постановление администрации...... от... года №... в части отказа в признании Устиной *.*., проживающей по адресу:..., нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет по основаниям пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Признать Устину *.*., проживающую по адресу:... нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по тем основаниям, что она проживает в помещении, не отвечающим установленным для жилого помещения требованиям, то есть в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Признать право Устиной *.*., проживающей по адресу:... на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со дня ее обращения, то есть с... года.

Обязать администрацию...... надлежащим образом оформить право Устиной *.*. нуждающейся в улучшении жилищных условий, на предоставление жилого помещения (получении денежного сертификата на приобретение жилья) как вдовы участника Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий *.*. Лаврова

Решение изготовлено 13 марта 2012 года.