Арбитражная практика

Решение от 27 сентября 2011 года . Решение от 27 сентября 2011 года № . Омская область.

Суд Ленинского района города Омска

председательствующий Небольсин Л.В.

секретарь Лыщенко С.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Омска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд

Установил:

Администрация города Омска обратилась в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № возбужденному 24.05.2011 года на основании исполнительного листа № от 16.05.2011г., выданного Центральным районным судом города Омска.

Свои требования мотивировала тем, что 05.08.2011г. получено Постановление судебного пристава-исполнителя Поповой А.П. о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей, которое вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа № от 25.04.2011г., выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставить Либерт А.И. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Администрация г. Омска не имела возможности своевременно исполнить Решение суда. Согласно ч.15 ст.44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска. Средства на приобретение жилых помещений в соответствии с ч.1 ст. 17 Кодекса, ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций выделяемых в бюджет г.Омска. На зачисленные 02.03.2011г. на лицевой счет департамента жилищной политики Администрации г. Омска средства субвенций в сумме 21604,54 рублей приобретено 19 жилых помещений для детей-сирот. На зачисленные дополнительно 04.04.2011г. на счет департамента жилищной политики Администрации города Омска 50 139.4 тысячи рублей субвенций для приобретения жилья детям-сиротам. Администрацией г.Омска подготовлена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на приобретение 44 квартир для детей-сирот и 21.04.2011 направлена на согласование в Министерство образования Омской области. Данная документация Министерством образования Омской области была согласована только 18.05.2011 года. По итогам рассмотрения заявок все открытые аукционы признаны несостоявшимися, в связи чем, Администрация г.Омска осуществила подбор 44 квартир, расположенных на территории г.Омска, для приобретения их в указанных целях у единственного поставщика. По итогам согласования возможности заключения муниципальных контрактов с Министерством финансов Омской области (далее - Минфин) по состоянию на 10.08.2011г. согласовано приобретение 28 квартир, из них Администрацией г.Омска в муниципальную собственность приобретено 26 квартир на общую сумму 29377,03 рублей, 2 муниципальных контракта на приобретение 2 квартир стоимостью 2 274,16 тысяч рублей находятся на государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. На оставшиеся 18 488,21 тысяч рублей Администрацией г.Омска дополнительно подобрано 16 вариантов квартир, по которым продавцами осуществляется подбор документов, необходимых для согласования с Минфином. 05.08.2011г. на заседании городской комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся пол опекой (попечительством), квартиры были распределены детям-сиротам по списку претендентов, сформированному по датам возбуждения исполнительных производств. Следует отметить, что процедура приобретения квартир на вторичном рынке жилья в рамках несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме у единственного поставщика требует значительных временных затрат, связанных с подбором вариантов квартир, соответствующих действующему жилищному законодательству. Подбор вариантов квартир в настоящее время затруднен тем, что жилые помещения площадью 33 кв.м. и стоимостью 1 137,08 тысяч рублей на рынке жилья фактически отсутствуют. В целях предотвращения фактов отказа детей-сирот от предоставляемых им жилых помещений, подобранных у единственного поставщика, приобретение каждого жилого помещения предварительно согласовывалось с гражданином, относящимся к категории «дети-сироты», которому в последующем предполагалось предоставить данное жилое помещение по договору социального найма. С данным Постановлением не согласны. Исполнительный сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст.57 Конституции РФ, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности. Муниципальные контракты на приобретение квартир для детей-сирот заключаются по мере подбора их на рынке жилья, сбора документов,

Представитель истца Чеснокова М.А., в заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г.Омска.

Судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Попова А.П. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. В отзыве указала, что заявленными требованиями не согласна. Указала также, что в отношении должника Администрации города Омска возбуждено исполнительное производство № возбужденному 24.05.2011 года на основании исполнительного листа № от 16.05.2011г., выданного Центральным районным судом города Омска, вступившего в законную силу 14.05.2011г. об обязании Администрации города Омска предоставить Либерт А.И. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенции. 05.04.2011 г. должником получено Постановление о возбуждении исполнительного производства. В п.2 постановления должнику установлен пятидневный срок исполнения требования содержащегося в исполнительном документе. Администрация предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей. Исполнительный документ вступил в законную силу, и является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории РФ в соответствии с ч,1 ст.16 АПК РФ.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика УФССП по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо Либерт А.И. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 81 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит Постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.

Из материалов дела следует, что Решением Центрального районного суда г. Омска от 25.04.2011г. на Администрацию г. Омска возложена обязанность предоставить Либерт А.И. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.



Судебный пристав-исполнитель МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Попова А.П. 24.05.2011г. возбудила исполнительное производство №, на основании исполнительного листа № от 16.05.2011 года, выданного Центральным районным судом г. Омска об обязании Администрации г.Омска в лице департамента жилищной политики Администрации города Омска предоставить Либерт А.И. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Согласно п.1 названного постановления в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа, и непредставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника - Администрации города Омска взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

По смыслу закона, исполнительский сбор является мерой принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с ч. б ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

В соответствии с ч.15 ст.44 Кодекса полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок Администрации г. Омска. Исходя из положений указанной нормы, обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в бюджет г. Омска.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Кодекса, средства на приобретение жилых помещений ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. На зачисленные 02.03.2011г. на лицевой счет департамента жилищной политики Администрации г. Омска средства субвенций в сумме 21604,54 рублей было приобретено 19 жилых помещений для детей-сирот. На счет департамента жилищной политики Администрации города Омска 04.04.2011 г. дополнительно зачислены 50 139.4 тысячи рублей субвенций для приобретения жилья детям-сиротам. Администрацией г.Омска подготовлена документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципальных контрактов на приобретение 44 квартир для детей-сирот и 21.04.2011 направлена на согласование в Министерство образования Омской области.

Документация Министерством образования Омской области была согласована только 18.05.2011 года.

По итогам рассмотрения заявок все открытые аукционы признаны несостоявшимися, в связи чем, Администрация г.Омска осуществила подбор 44 квартир, расположенных на территории г.Омска, для приобретения их в указанных целях у единственного поставщика, в соответствии со ст.40 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон).

По итогам согласования возможности заключения муниципальных контрактов с Министерством финансов Омской области (далее - Минфин) по состоянию на 10.08.2011г. согласовано приобретение 28 квартир, из них Администрацией г.Омска в муниципальную собственность приобретено 26 квартир на общую сумму 29377,03 рублей, 2 муниципальных контракта на приобретение 2 квартир стоимостью 2 274,16 тысяч рублей находятся на государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

На оставшиеся 18 488,21 тысяч рублей Администрацией г.Омска дополнительно подобрано 16 вариантов квартир, по которым продавцами осуществляется подбор документов, необходимых для согласования с Минфином. 05.08.2011г. на заседании городской комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся пол опекой (попечительством), квартиры были распределены детям-сиротам по списку претендентов, сформированному по датам возбуждения исполнительных производств.

Процедура приобретения квартир на вторичном рынке жилья в рамках несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме у единственного поставщика требует значительных временных затрат, связанных с подбором вариантов квартир, соответствующих действующему жилищному законодательству, регламентирующему порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам; формированием пакета документов для согласования в Минфине права на заключение муниципальных контрактов на приобретение подобранных квартир в указанных целях; согласованием в Минфине данного права; регистрацией муниципальных контрактов на приобретение квартир в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Подбор вариантов квартир в настоящее время затруднен тем, что жилые помещения площадью 33 кв.м. и стоимостью 1 137,08 тысяч рублей на рынке жилья фактически отсутствуют.



В целях предотвращения фактов отказа детей-сирот от предоставляемых им жилых помещений, подобранных у единственного поставщика, приобретение каждого жилого помещения предварительно согласовывается с гражданином, относящимся к категории «дети-сироты», которому в последующем предполагалось предоставить данное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч.1 ст.40 ФЗ в случаях, если аукцион признан несостоявшимся, заказчик вправе объявить о проведении повторного аукциона, либо направить документы о проведении аукциона и признании его несостоявшимся в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ.

По согласованию с указанным органом заказчик может принять Решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом срок указанного согласования должен быть не более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 утвержден порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в котором определен перечень документов, которые должны быть приложены к обращению о согласовании возможности заключения государственного, муниципального контракта с единственным поставщиком.

При формировании пакета документов для согласования в Минфине права на заключение муниципальных контрактов на приобретение подобранных квартир в указанных целях значительные временные затраты требуются для получения ответов Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и Арбитражного суда Омской области на запросы Администрации города Омска, направляемые в данные органы в соответствии с Федеральным законом. Несмотря на то, что данные службы, понимая сложившуюся ситуацию по реализации государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, готовят информацию по данным запросам в укороченные сроки, официальные ответы от них поступают в Администрацию города Омска не ранее чем через 2 недели. Регистрация муниципальных контрактов на приобретение квартир в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области осуществляется в течение 5 рабочих дней. Администрация г.Омска реализует переданные государственные полномочия в соответствии с действующим жилищным законодательством, а также законодательством, регламентирующим размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Муниципальные контракты на приобретение квартир для детей-сирот заключаются по мере подбора их на рынке жилья, сбора документов, необходимых для согласования права на заключение данных контрактов в Минфине, процедуры согласования приобретения квартир у единственного поставщика с Минфином, а также регистрацией заключенных муниципальных контрактов в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области.

Со стороны Администрации г.Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г.Омска отсутствуют виновные действия по неисполнению решения Центрального районного суда г.Омска от 25.04.2011 года.

В соответствии со ст.239 Бюджетного кодекса РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случает, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится, за исключением случает, установленных БК РФ. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, - какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом, наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины в действиях должника - Администрации города Омска, при исполнении требований исполнительного документа, полагая, что должником были предприняты все зависящие от него меры по своевременному исполнению требований исполнительного документа, и считает возможным удовлетворить требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Освободить Администрацию города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей в соответствии с Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области А.А.Поповой от 05.08.2011 года, по исполнительному производству № возбужденному 24.05.2011 года на основании исполнительного листа № от 16.05.2011г., выданного Центральным районным судом города Омска.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в десятидневный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В.Небольсин

Мотивированное Решение составлено 03 октября 2011 года