Арбитражная практика

По иску прокурора в интересах Бондаренко Р.В. к Администрации ТМР о признании бездействия по не предоставлению мер соц подержки мед работнику незаконным. Решение от 15 сентября 2011 года № 2-3392011. Омская область.

Тюкалинский городской суд Омской области

В составе председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,

При секретаре Ведехиной Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тюкалинске 15 сентября 2011года

Дело по иску Тюкалинского межрайонного прокурора в интересах Бондаренко Р.В. к администрации Тюкалинского муниципального района о признании бездействия по не предоставлению мер социальной поддержки незаконным, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения,

Установил:

Тюкалинский межрайонный прокурор в интересах Бондаренко Р.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Бондаренко Р.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

В судебном заседании истец заявленные требования уточнил, просил суд признать бездействие незаконным и обязать администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Бондаренко Р.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 года по 10.01.2010 года, обосновывая заявленные требования тем, что Бондаренко Р.В. с 29.03.1976 года работала медицинской сестрой в <данные изъяты> являющейся в настоящее время структурным подразделением МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», в том числе в период с 07.02.2001 года по 10.01.2010 года на полную ставку,. До января 2009 года ей, как работнику учреждения здравоохранения, проживающему в сельской местности, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления, электроэнергии, с 01.01.2009 года меры социальной поддержки не предоставлялись. С 2005 года нормами федерального законодательства Решение вопросов социальной поддержки передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» является муниципальным учреждением здравоохранения, учредителем которого является администрация Тюкалинского муниципального района. Не предоставив меры социальной поддержки медицинскому работнику, ответчик нарушил права Бондаренко Р.В..

Помощник Тюкалинского межрайонного прокурора Бреусова КВ в судебном заседании требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям.

Бондаренко Р.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, обратилась к суду с заявлением, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требование иска поддержала.

Представитель ответчика- Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области Зинченко С.П., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика Зинченко С.П. представил суду письменный отзыв на иск, в котором просил прокурору в иске отказать, требования иска не признал, в обоснование заявленных возражений указав на отсутствие правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения, поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ перечень полномочий органов местного самоуправления, установленный ст. 15, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района ФЗ не отнесено. Установленные иными федеральными законами такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерацией для осуществления органами местного самоуправления ( ст. 19 ФЗ № 131-ФЗ). Финансовое обеспечения переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из федерального бюджета, органы местного самоуправления могут использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства на осуществление переданных им полномочий, но это является их правом, а не обязанность. До тех пор пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленным федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области. Производство по делу в части оспаривания бездействия Администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по установлению мер социальной поддержки медицинских работников, а также о возложении обязанности по принятию таких мер, то есть о принятии нормативного правового акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, подлежит прекращению на основании абз. 1 ст.220 ГПК РФ, поскольку такое требование не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства (п.1 ч.1 ст.134 ГПК РФ).

Представитель третьего лица- Комитета финансов и контроля администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО4 в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением, в котором просила дела рассмотреть в ее отсутствие.

Председатель Комитета финансов и контроля администрации Тюкалинского муниципального района Омской области ФИО4 представила суду письменное возражение на иск, просила прокурору в иске отказать, требования иска не признала по основаниям, аналогичным изложенным выше.

Представитель третьего лица - Министерства финансов Омской области ФИО5, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель Министерства финансов Омской области ФИО5 предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал, что требования иска удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока для обращения в суд с иском, установленного ст. 256 ГПК РФ. Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления, является Федеральный закон № 131 -ФЗ от 06.10.2003 года, которым в ст.15 устанавливается перечень вопросов местного значения, являющийся исчерпывающим, Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения для муниципального района. В ч.2 ст. 15.1 данного ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет местных бюджетов на осуществление государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Поэтому правовые основания для обязания администрации Тюкалинского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. Согласно п. 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» с 01.01.2005 года Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Законами Омской области на 2009, 2010, 2011 года приостановлено действие ст. 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Ссылки истца на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельным, Кодекс не устанавливает расходных обязательств муниципальных образований Омской области. Предоставление мер социальной работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области до установления органами местного самоуправления Омской области порядка и условий предоставления указанных мер социальной поддержки, либо предоставление их в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, противоречит действующему законодательству. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно- они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственны Ф.И.О. субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников. Федеральный законодатель в то же время не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация не исполнила обязательств по компенсации таких льгот, размер компенсации расходов медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

Представитель третьего лица МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» Чечукова И.В., действующая по доверенности, в судебном заседании требования иска поддержала и пояснила, что Бондаренко Р.В. является медицинским работником, проживает в сельской местности, действительно до 31.12.2008 года ей предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, но с 01.01.2009 года данные меры социальной поддержки не предоставлялись из-за отсутствия финансирования.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и представленные документы, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.ст.1, 7,18,19,21).

Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное обеспечение (п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в числе прочих и Решение вопросов по возмещению расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31.12.2004 года. Согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма ранее предусматривалась ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшей до 01.03.2005 года. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона № 122-ФЗ Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Частями 4,5,6 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1 (в новой редакции) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Оценивая доводы сторон в обоснование заявленных требований иска и возражений на иск, суд принимает во внимание следующее.

Как установлено ст.4 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральным законом № 131- ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации (ст. 1). Данным Федеральным законом определены вопросы местного значения, относящиеся к компетенции каждого из муниципальных образований, Решение которых в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом №131-ФЗ осуществляется населением и ( или) органами местного самоуправления самостоятельно. Однако наряду с вопросами местного значения к числу полномочий органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные, установленные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации. Статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ установлен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Согласно ч.5 ст. 19 настоящего Федерального закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008г. № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» предусмотрено, что медицинским работникам государственных и муниципальных учреждений Омской области представляются меры социальной поддержки, в том числе и компенсация расходов на оплату жилого помещения, компенсация расходов на оплату твердого топлива, природного газа, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения.

Как установлено ч.1 ст. 16 Кодекса Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с п. 3 статьи 37. Пунктом 3 ст. 37 Кодекса установлено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений Омской области здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Тюкалинская центральная районная больница является муниципальным учреждением здравоохранения, что подтверждается Уставом МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», согласно п.8 Устава - учреждение имеет в своем составе структурное подразделение - <данные изъяты>

Согласно п.2 Устава МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», утвержденного Постановлением Главы Тюкалинского муниципального образования от 14.06.2005г. № 211-р (с изм. от 21.01.2011г. № 121) учредителем МУЗ «Тюкалинская ЦРБ» является Тюкалинский муниципальный район в лице администрации Тюкалинского муниципального района.

Судом установлено, что Бондаренко Р.В. имеет среднее медицинское образование, с 29.03.1976 года работает медицинской сестрой в <данные изъяты>, являющимся в настоящее время структурным подразделением МУЗ «Тюкалинская ЦРБ», в период с 07.02.2001 года по 10.01.2010 года на полную ставку, проживает в сельской местности (<адрес>), то есть является медицинским работником муниципального учреждения, проживающим в сельской местности. По 31.12.2008 года Бондаренко Р.В. предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопления, электроэнергии), а с 01.01.2009 года указанные меры социальной поддержки не предоставляются. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (копия трудовой книжки, сведения Тюкалинской ЦРБ), не оспариваются ответчиком.

Пункт 2 ст. 153 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусматривает соблюдение условий при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего федерального закона нормативных правовых актов, в частности: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года.

Учитывая изложенное выше, положения ч.1-3 ст. 36 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04.07.2008 года № 1061-03, которыми установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников муниципальных учреждений здравоохранения, при оценке доводов иска в части бездействия ответчика суд считает, что предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки является обязанностью муниципального района, возникшей на основе переданных субъектом Российской Федерации государственных полномочий. С учетом изложенного судом не принимается во внимание довод ответчика об отсутствии у муниципального района самостоятельных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки. Судом установлено, что правовой акт Тюкалинского муниципального района, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, не принимался. В то же время отсутствие у Тюкалинского муниципального района: правового акта, определяющего порядок предоставление указанных выше мер социальной поддержки, финансовой основы для осуществления данных полномочий не может быть признанным в качестве законного основания для бездействия органов местного самоуправления в части непредставления мер социальной поддержки Бондаренко Р.В..

С учетом изложенного суд критически относится к доводам представителя ответчика, представителя Комитета финансов и контроля администрации ТМР, представителя Министерства финансов Омской области в данной части. По мнению суда, отсутствие в законодательно закрепленном в ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ перечне вопросов местного значения муниципального района такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, об отсутствии одноименных переданных государственных полномочий органа местного самоуправления не свидетельствует. Отсутствие финансовых средств, в том числе и предоставляемых в порядке дотационного финансирования органа местного самоуправления основанием для освобождения ответчика от возложенных государственных обязанностей не является. В связи с чем судом не принимаются во внимание доводы, заявленные в обоснование возражений на иск, о праве, а не об обязанности муниципального района на участие в финансовом обеспечении предоставления данных мер социальной поддержки.

Согласно ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Частью 4 ст. 55 указанного Федерального закона предусмотрено, что в доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона, согласно которой, общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий. Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций, который формируется за счет субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий переданных им федеральными законами и иных доходов бюджета субъекта РФ в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральным законом.

Ссылка представителя ответчика и представителя Министерства финансов Омской области на то, что социальные гарантии муниципальным районом не представляются из-за того, что действие ст. 36 и ст. 37 Закона Омской области «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» от 04.07.2008 года № 1061-ОЗ приостановлено, несостоятельна, поскольку отдельные положения п.п.2 п.1 ст. 16 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2009год» от 24.11.2008 года № 1093-ОЗ, которыми приостановлено действие указанных выше статей, определением Верховного Суда РФ от 28.10.2009 года № 50-Г09-20 признаны противоречащими федеральному законодательству.

При этом суд учитывает, что Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» от 29.12.2009 года № 1219-ОЗ и Законом Омской области «Об областном бюджете на 2011год» от 09.12.2010 года № 13131-ОЗ действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено, за исключением мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области, что ставит в неравное положение работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части предоставления указанных мер социальной поддержки. Распоряжением Правительства Омской области «О проекте Закона Омской области «Об областном бюджете на 2010 год» № 140-рп от 07.10.2009 года предусмотрено, что в случае сокращения в 2010 году поступлений в областной бюджет расходами областного бюджета, подлежащими финансированию в полном объеме в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год являются, в том числе предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, субвенции местным бюджетам на реализацию органами местного самоуправления Омской области передаваемых им государственных полномочий.

Кроме того, согласно определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года № 383-О-П, правовое регулирование, закрепленное в п.50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона, не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01.01.2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 03.02.2010 года № 136-О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действия государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Учитывая заявленные истцом требования, иные доводы, изложенные ответчиком и третьими лицами в обоснование заявленных возражений на иск, суд считает необоснованными, при этом судом принимается во внимание следующее.

Согласно ст. 225 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления…» от 10.02.2009 года № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В судебном заседании установлено, что обращение Бондаренко Р.В. к Тюкалинскому межрайонному прокурору по поводу не представления мер социальной поддержки имело место 26.08.2011 года. После чего Тюкалинским межрайонным прокурором было подано исковое заявление в суд.

Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности с изложенным выше, суд считает требования прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Тюкалинского муниципального района по не предоставлению мер социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Равно как и требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности предоставить медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Бондаренко Р.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 года по 10.01.2010 года

При этом доводы представителя ответчика и представителя Комитета финансов и контроля администрации Тюкалинского муниципального района об отсутствии в Тюкалинском муниципальном районе необходимых финансовых средств для предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, суд находит несостоятельными, поскольку отсутствие финансирования само по себе не освобождает ответчика от предоставления предусмотренных законом мер социальной поддержки и указанное обстоятельство не должно нарушать права медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения на представление им мер социальной поддержки.

В силу требований ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 года № 12-П и от 15.05.2006 года № 5-П, недостаточность собственны Ф.И.О. субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

В порядке ст. 56 ГПК РФ ответчик не предоставил суду доказательств, подтверждающих предоставление Бондаренко Р.В. в период 2009 -2010 годы мер социальной поддержки в соответствии с нормами действующего законодательства. Судом установлено, что Бондаренко Р.В. имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения в период, указанный в исковом заявлении.

Суд считает возможным освободить ответчика от уплаты государственной пошлины на основании требований п.п.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным бездействие администрации Тюкалинского муниципального района Омской области по не предоставлению Бондаренко Р.В. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.

Обязать администрацию Тюкалинского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения «Тюкалинская центральная районная больница» Бондаренко Р.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения за период с 01.01.2009 года по 10.01.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Тюкалинский городской суд в 10 дневный срок.

Судья Тюкалинского городского суда

Омской области О.А.Кузнецова